На заседании Бюро Правления РСПП 10 февраля 2021г. принято решение об объединении Комитета РСПП по промышленной политике и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
Сопредседателями объединенного Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию стали члены Бюро Правления РСПП В.П.Евтушенков и Д.А.Пумпянский.
3 марта состоялось первое заседание Комитета, на котором были рассмотрены и сформулированы задачи на 2021 год и ближайшую перспективу. В нем приняли участие более трехсот человек.
Вел заседание Сопредседатель Комитета Д.А.Пумпянский.
С приветственным словом к собравшимся обратился Президент РСПП А.Н.Шохин.
Он выразил благодарность В.П.Евтушенкову и Д.А.Пумпянскому за то, что они согласились объединить два комитета, каждый из которых занимал видное место в деятельности Союза. Принимая это решение члены Бюро Правления исходили из того, что многие вопросы технического регулирования и промышленной политики пересекаются самым непосредственным образом. Как показала работа над стратегической инициативой «Новый облик промышленности» проекта стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, провести разграничение между промышленной политикой и политикой в сфере техрегулирования и стандартизации невозможно.
Ранее мы рассматривали вопросы технического регулирования и промышленной политики в основном в контексте формирования Индустрии 4.0. Эти вопросы были ключевыми в работе двух комитетов. Сейчас мы будем развивать эту тему в рамках объединенного комитета.
«Нужно отметить, что Индустрия 4.0 невозможно без Интернета вещей, новых современных систем передачи данных в формате 5G. Буквально на последнем заседании Бюро Правления РСПП, на котором принималось решение об объединении комитетов, обсуждали эту тематику. И эти вопросы тоже должны быть представлены в работе объединенного комитета», - сказал А.Н.Шохин.
«Мы также надеемся, что новый комитет будет своего рода методологическим центром для деятельности отраслевых комиссий. Хотелось бы, чтобы Комитет по промышленной политике и техническому регулированию обеспечивал бы некоторое единство подходов в предложениях, которые эти комиссии будут представлять.
Мы надеемся, что новый комитет будет оперативно реагировать на всевозможные новые вызовы, которые сейчас даже не просматриваются. Понятно, что многие вопросы будут ставиться и самой жизнью, и конкурентной ситуацией – как мировой, так и внутренней», - сказал А.Н.Шохин.
В своем выступлении Сопредседатель Комитета Д.А.Пумпянский сообщил, что уже подготовлен рабочий вариант Положения о работе Комитета по промышленной политике и техническому регулированию. Пока новый сайт объединенного Комитета находится в стадии разработки, проект этого Положения будет размещен на сайтах Комитета по промышленной политике и Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. В течение десяти дней будут приниматься замечания и предложения к данному проекту, для выработки окончательной редакции.
Говоря о задачах, стоящих перед объединенным комитетом, Д.А.Пумпянский отметил, что минувший 2020 год в особой степени подтвердил важность и эффективность диалога между российским деловым сообществом и органами государственной власти.
Работа над комплексным Общенациональным планом восстановления экономики, взаимодействие в рамках Координационного совета РСПП по противодействию коронавирусной инфекции привели к расширению рабочих связей между РСПП и государственными органами власти, действующими комитетами и комиссиями, созданию новых подразделений Союза для системной проработки актуальной проблематики и целевого функционала.
При этом стало очевидным, что без тесной координации промышленной политики и технического регулирования, синхронизации подходов к общей проблематике невозможно создать серьезную базу для экономического роста и проведения сбалансированной промышленной политики в России в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
«Сегодня Правительство активно ведет разработку новой стратегии социально-экономического развития России. Стратегия определит пути решения задач, поставленных в июльском указе Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Стратегия должна быть принята 14 мая 2021 года.
Базовое направление работы, в том числе, и нашего Комитета, связано с выявлением, диагностикой и снятием различных барьеров и ограничений в деятельности отечественного промышленного комплекса - дополнительно к базовым результатам, достигнутым в рамках «регуляторной гильотины».
Активное экспертное участие бизнеса в указанном направлении необходимо самому бизнесу, востребовано Правительством. Не сомневаюсь, что объединение специализированных знаний и усилий специалистов в области промышленной политики и технического регулирования в рамках объединённого Комитета обеспечит весомый дополнительный вклад в общую работу над проблематикой барьеров», - сказал Д.А.Пумпянский.
«Отмечу, что мы уже имеем положительный опыт снятия проблемных вопросов в строительной отрасли в рамках взаимодействия РСПП и Минстроя России. Утверждена и реализуется Дорожная карта в сфере технического регулирования и совершенствования нормативной базы в строительстве. Предусмотрено приведение в соответствие с лучшими образцами и вопросы проектирования, и нормирования, и пожарной безопасности, промышленной безопасности, снижения эксплуатационных затрат. Здесь в равной степени речь идет о решении вопросов, связанных с техническим регулированием, нормированием в строительстве и с решением задач промышленной политики. Эти вопросы напрямую касаются и инвестиционной политики. Упрощение инвестиционных процедур для российской промышленности даст ощутимый экономический эффект», - уверен Сопредседатель Комитета РСПП.
Д.А.Пумпянский подчеркнул, что работа в области технического регулирования будет вестись в соответствии с ранее утвержденными планами.
Наряду с этим важнейшим направлением работы объединенного Комитета станет обобщение и реализация предложений в области промышленной политики. В рамках РСПП профессиональная базовая проработка отраслевых проблематик ведется профильными комитетами и отраслевыми комиссиями.
Новый объединенный Комитет должен не дублировать, но эффективно дополнить эту работу, содействовать формированию и системному сопровождению ее приоритетных направлений и акцентов в интересах российского бизнеса в целом.
Комитет должен выступить объединяющим центром и эффективной площадкой для диалога и новых форматов взаимодействия отраслевых комиссий и комитетов РСПП, Минпромторга, Минэкономразвития, Правительства России, Администрации Президента при реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Предполагаемые коренные и по сути революционные преобразования в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, развитие производительных сил и интеграция в мировую экономику невозможны без перехода промышленного производства на новый технологический уклад.
Вопросы развития промышленности должны быть тесно увязаны со стратегией технологического развития и стать основой ускоренного развития энергетики, транспорта, связи, сельского хозяйства и т.д.
В основных развитых странах существуют масштабные программы перехода промышленности к 4-й промышленной революции. К примеру, в Германии такая программа называется «Industrie 4.0». Она представляет собой систему взаимодействия машин (оборудования) и промышленных процессов с помощью информационно-коммуникационных технологий.
У России пока нет программы подобного уровня. В случае нашего дальнейшего отставания (а сейчас оно составляет 7 лет), мы рискуем просто не успеть перейти к технологиям, которые будут соответствовать 4-й промышленной революции.
Время еще не упущено, и есть вполне реальный шанс догнать (и перегнать) ведущие страны в области аналогичных платформ, если немедленно приступить к их реализации.
«Среди очевидных задач объединенного Комитета выделю мониторинг развития национального и мирового рынка промышленных, научно-технологических инноваций, достижений и тенденций развития международной стандартизации, участие в мероприятиях смежных общественных и правительственных организаций, затрагивающих вопросы промышленной политики, стандартизации и технического регулирования. В повестку работы Комитета, безусловно, также нужно включить подготовку предложений руководству РСПП по вопросам нормотворчества и правоприменения, в том числе, в сфере технического регулирования и стандартизации, касающихся стимулирования цифровой модернизации промышленных предприятий», - считает Д.А.Пумпянский.
Отдельным блоком системной деятельности нового Комитета видится работа по проблематике ЕАЭС. Направления предстоит определить в РСПП с участием всех заинтересованных сторон. Но среди актуальных ключевых «евразийских» тем уже сейчас можно выделить: развитие внутренней промышленной кооперации в ЕАЭС и подходов к единой промышленной политике, цифровизацию промышленности, синхронизацию технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия, борьбу с контрафактом и пр.
«В своей работе мы планируем опираться на высокопрофессиональную команду экспертов объединённого Комитета, в которую войдут действующие сотрудники Комитета по промышленной политике и Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, а также ряд новых членов, которые, надеюсь, серьезно усилят нашу команду», - уверен Д.А.Пумпянский.
Докладчик проинформировал собравшихся о том, что заместителями сопредседателей Комитета по промышленной политике и техническому регулированию назначены В.Д.Рудашевский и А.Н.Лоцманов.
Лоцманов Андрей Николаевич
Рудашевский Владимир Давыдович
Попов Михаил Владимирович
В заключение Д.А.Пумпянский подчеркнул, что Комитет готов плотно взаимодействовать со всеми заинтересованными органами государственной власти, комитетами, комиссиями и региональными отделениями РСПП. «Уверен, что объединение наших компетенций только повысит эффективность и усилит экспертную базу Союза», - сказал он.
На заседании выступил Статс-секретарь – Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации (ВКС) А.И.Херсонцев. Он рассказал о разработке, так называемой, Фронтальной стратегии социально-эконономического развития, особое внимание в своем выступлении уделил работе по изменению административных процедур строительства промышленных объектов. Докладчик выразил уверенность, что Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию продолжит активную работу в этом направлении.
С докладом «Первостепенные задачи промышленной политики в Российской Федерации» на заседании выступил В.С.Осьмаков – Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
А.С.Беспрозванных – Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации в своем выступлении подчеркнул роль технического регулирования, как важной части промышленной политики.
В.С.Селезнёв – Первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике в своем выступлении выразил надежду, что Комитет по промышленной политике и техническому регулированию уделит в своей работе внимание решению актуальных вопросов электроэнергетического сектора, отказывающего большое влияние на состояние промышленной политики РФ.
В своем выступлении на заседании Руководитель Росстандарта А.П.Шалаев отметил, что Росстандарт и РСПП связывают долгие годы эффективного сотрудничества. Особо он выделил эффективность взаимодействия в сфере стандартизации, которая является комплексным инструментом реализации эффективной промышленной политики, укрепления национальной инфраструктуры качества для дальнейшей интеграции с глобальными рынками. Именно эффективное применение стандартов, которые способствуют выводу на рынок новой инновационной продукции, способствует развитию рынка, увеличению ВВП.
«В последние годы эксперты РСПП активно участвовали в реализации всех инициатив в области стандартизации. В первую очередь, это, конечно, подготовка ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также постоянная совместная работа с Росстандартом по информированию о практике применения данного закона.
Минпромторгом России совместно с Росстандартом при непосредственном участии экспертов РСПП был разработан план мероприятий развития стандартизации. Это – основной стратегический документ на период до 2027 года», - отметил докладчик.
А.П.Шалаев привел ряд цифр, свидетельствующих о положительных тенденциях развития стандартизации в нашей стране. По итогам 2020 года 49% всех утвержденных стандартов было разработано без привлечения бюджетных средств, за счет компаний. Это – беспрецедентно высокий показатель. Он свидетельствует о большой заинтересованности бизнеса в современных, действенных стандартах.
По итогам прошлого года средний срок разработки стандартов составил 9,2 месяца. Восемь лет назад этот показатель составлял почти три года. В настоящее время в Германии на разработку стандарта уходит в среднем 12,5 месяцев, во Франции – около 14 месяцев.
«Конечно, достижению таких показателей способствовали процессы цифровой трансформации. Но прежде всего это плод совместной работы отраслевых регуляторов, федеральных органов исполнительной власти, предприятий промышленности»,- отметил докладчик.
На сегодняшний день 18 государственных программ содержат разделы по стандартизации. Применение инструментов стандартизации предусмотрено и во Фронтальной стратегии социально-экономического развития.
«Мы очень надеемся, что те инициативы в области стандартизации, с которыми выходит РСПП, и в дальнейшем будут очень активно рассматриваться и внедряться на благо промышленного роста нашей страны», - резюмировал А.П.Шалаев.
Участников заседания также приветствовал Директор Департамента промышленности Правительства Российской Федерации К.А.Лысогорский, пожелавший Комитету РСПП по промышленной политике слаженной и эффективной работы.
ВИДЕОЗАПИСЬ