У предприятий наноиндустрии появилась собственная отраслевая организация, которая будет представлять и защищать их интересы в органах власти и среди потребителей, - Межотраслевое объединение наноиндустрии (МОН). Кроме того, через МОН будут реализовываться коллективные проекты в сфере наноиндустрии. О том, как работает объединение, какие цели перед собой ставит и каких результатов работы ожидает, в интервью "РГБ" рассказала его генеральный директор Ольга Крюкова.
- Цель МОН обозначена как "представление и защита интересов отечественных предприятий наноиндустрии в органах государственной власти, российских и иностранных коллективных организациях, а также среди крупнейших потребителей". Каким образом предполагается это делать?
- Наша основная цель - активное продвижение интересов и позиций членов МОН в организациях, деятельность которых оказывает влияние на предприятия наноиндустрии. В первую очередь это федеральные и региональные органы государственной власти, крупнейшие корпоративные потребители инновационной продукции, российские и международные организации, участвующие в формировании национальных и международных аспектов политики в области наноиндустрии и инноваций. Для выстраивания содержательного диалога с государственной властью мы планируем в постоянном режиме мониторить нормотворческие инициативы в области регулирования инновационной среды, а также отраслевое регулирование, и оценивать их влияние на интересы наших членов.
Наиболее важные предложения по изменению нормативной базы будут обсуждаться в рамках экспертной деятельности рабочих органов объединения. В ходе таких совещаний мы будем разрабатывать изменения и дополнения в существующую нормативную базу, формировать законотворческие инициативы объединения. Среди приоритетных областей нормотворчества для объединения - техническое регулирование и стандартизация, сферы законодательства, которые регулируют требования и ограничения по применению и обороту на рынке инновационной продукции, а также законодательство в области поддержки инновационной деятельности. Чтобы учесть интересы наших предприятий при формировании нормативной базы, мы планируем включать своих представителей в составы рабочих органов, экспертных и консультативных советов при органах государственной власти различных уровней.
Мы планируем сотрудничать с другими объединениями и коллективными организациями. Это поможет нашим членам получить доступ к их сервисам и ресурсам. Кроме того, важное направление - взаимодействие с крупными компаниями, заинтересованными во внедрении инновационной продукции на своих объектах. Наша задача - создать благоприятные условия для применения инновационной продукции наших членов в рамках их деятельности.
В этом году уже запланирован ряд встреч членов нашего объединения с крупнейшими потребителями, в том числе нефтегазового сектора. Цель таких встреч - с одной стороны, выявление потребностей потенциальных покупателей в инновационных решениях, а с другой - возможных препятствий для поставок продукции российских предприятий наноиндустрии в системы закупок конкретных компаний. Вторая задача по этому направлению - подготовка предприятий, заинтересованных в выходе на крупные корпоративные рынки, к работе с конкретными заказчиками с учетом специфики их требований. Наконец, мы будем сотрудничать с ведущими международными объединениями в сфере наноиндустрии и инноваций, а также в области стандартизации. Например, с Ассоциацией нанотехнологической промышленности (NIA), которая работает на общеевропейском и международном уровнях и является участником ключевых глобальных форумов и организаций (CENISOОСЭР), формирующих политику в сфере регулирования нанотехнологий и наноматериалов.
- Кто сегодня является крупнейшим потребителем российской нанопродукции?
- Однозначного лидера определить сложно. Тем более что нанотехнологические разработки применяются практически во всех отраслях - от медицины до строительства.
Фонд инфраструктурных и образовательных программ, один из идеологов и основателей МОН, уже несколько лет успешно реализует программы стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию. Благодаря этому уже заключен ряд договоров с крупными корпорациями и российскими регионами. Согласно этим договорам компании и регионы (например, Москва, Татарстан, Красноярский край) обязуются включить определенную долю инновационной продукции в структуру своих закупок.
- Как МОН планирует помогать продвижению российской нанопродукции на рынок?
- Первым шагом здесь является определение потребностей потенциальных заказчиков в конкретных продуктовых решениях. Например, многие компании заинтересованы в переходе на энергоэффективное светодиодное освещение. Дальше нам нужно понять, какие препятствия стоят перед возможной закупкой. Это могут быть нормативные проблемы общего характера - например, СанПиНы либо СНиПы могут не разрешать применение определенной инновационной продукции на каком-либо объекте. В этом случае наша задача - разработать предложения по внесению изменений в нормативную базу. Кроме того, практически у всех крупных заказчиков есть собственные требования, предъявляемые к закупаемой и применяемой продукции. В таких случаях необходимо пройти внутреннюю сертификацию. Мы поможем нашим членам сформировать необходимый пакет документов, а также добиться скорейшего получения необходимых разрешений. Потенциальным заказчикам же планируется представлять пакетные решения для их потребностей, помогать с разработкой интегрированных и инжиниринговых решений, перспективной модульной проектно-сметной документации.
Важным направлением нашей деятельности является консалтинг. Мы поможем компаниям найти правильные решения по выходу на рынки государственного и корпоративного заказа.
- Что входит в задачи Комитета по развитию рынков?
- Комитет по рынкам как рабочий орган объединения на постоянной основе будет мониторить потребности потребителей, а также продукцию, технологии и решения, предлагаемые нашими членами. Также его задачи - обеспечить интеграцию разрозненной продукции в пакетные предложения для корпоративных и региональных заказчиков, разработку необходимой документации для потенциальных потребителей, организовать представление продукции и решений для различных групп потребителей.
- В МОН создан Комитет по техническому регулированию. Чем он будет заниматься?
- Ключевая задача комитета - разработка нормативно-технических инструментов для обеспечения выхода продукции предприятий наноиндустрии на рынки, а также обеспечение интересов наших предприятий при разработке техрегламентов и стандартов в смежных отраслях. Проблем в нормативно-техническом регулировании сегодня немало - это и устаревшая нормативная база, и отсутствие СНиПов на проектирование и применение инновационной продукции, и длительные сроки разработки и внесения изменений в действующие нормативные документы.
Кроме того, комитет оценивает потребности предприятий наноиндустрии в разработке нормативных документов (стандартов, предварительных стандартов, правил проектирования и строительства) и формирует программу нормативно-технического обеспечения предприятий наноиндустрии. Кроме того, на базе комитета будет развернуто широкое обсуждение проектов нормативных документов, а затем и их вынесение в соответствующие органы государственной власти. Затем на базе комитета планируется создать Распределенный коллективный испытательный центр. Он позволит вовлечь в оборот испытательные и измерительные возможности самих предприятий наноиндустрии. Часто нанотехнологические предприятия используют имеющееся оборудование не на 100% и заинтересованы в сдаче в аренду неиспользуемых мощностей. Задача этого центра - создать единую базу спроса и предложения на измерения.
Наконец, планируется создать коллективный знак "Российская нанотехнологическая продукция", основное предназначение которого - информирование потребителей о том, что продукция, маркированная этим знаком, действительно содержит наносоставляющие компоненты или изготовлена с применением нанотехнологий и относится к категории нанопродукции. Знак "Российская нанотехнологическая продукция" позволит сформировать доверие и положительное отношение потребителей к продукции отечественной наноиндустрии, а также отсечь недобросовестных производителей.
- Каковы основные проблемы, препятствующие развитию отрасли?
- Члены МОН работают в совершенно различных отраслях, однако объединяют их общие проблемы и потребности, вытекающие из того, что все они - инновационные компании, производящие принципиально новые продукты либо применяющие новые технологии. К таким проблемам относятся устаревшие нормы и правила проектирования, не позволяющие заказчикам применять их продукцию, сложности встраивания новых решений в имеющиеся у потребителей технологические процессы. Практически все предприятия сталкиваются с нехваткой кадров необходимой квалификации, сложностями при самостоятельном привлечении инвестиций для развития бизнеса. Большинство предприятий отрасли являются средними и малыми предприятиями - поэтому для них крайне затруднен доступ на крупные системные рынки госзаказа и больших корпораций. Поэтому основной акцент в нашей работе мы ставим на решение именно специфических проблем, характерных для инновационных и нанотехнологических компаний - и в меньшей мере мы посвящаем внимание вопросам, связанным с отраслевым регулированием. И именно наличие таких проблем и необходимость формирования коллективных механизмов для их решения стало основной предпосылкой создания нашего объединения.
- Как оцениваете эффективность своей работы?
- Оценивать нашу деятельность мы будем не в числах и суммах, а в успешно реализованных проектах для предприятий, разработанных документах и решенных проблемах. Безусловно, мы надеемся, что наша деятельность в конечном итоге будет способствовать и увеличению объемов выпущенной в России нанотехнологической продукции и увеличению внутреннего спроса на российскую нанопродукцию. Мы должны стать полноценной составляющей той инфраструктуры наноиндустрии, которая сформировалась в последние пять лет усилиями государственных институтов развития, в первую очередь - Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Естественно, мы будем устанавливать определенные цели в рамках деятельности комитетов, в рамках реализации проектов. Но ключевым показателем оценки эффективности остается доверие членов объединения и их готовность участвовать в совместной работе. Если предприятия продолжают участвовать в работе МОН, значит, наша работа эффективна.
Опубликовано в РБГ (Инновации) N931 от 21 января 2014 г.