Стандарты информационных технологий: определение приоритетов

28.05.2018 Точка зрения

Принятая летом прошлого года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ставит достаточно амбициозные задачи в области выхода РФ на передовые позиции в области эффективного применения ИТ в развитии страны. Стандартизация в сфере информационных технологий – область очень широкая. ИТ-стандарты используются сегодня практически во всех отраслях народного хозяйства. И сфера их применения продолжает расширяться.

О проблемах и перспективах развития российской стандартизации на этом актуальном направлении рассказывает Сергей Анатольевич Головин – председатель ТК-МТК 22 «Информационные технологии», председатель Межотраслевого совета по информационным технологиям при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель правления АНО «IT-стандарт», заведующий кафедрой «Математическое обеспечение и стандартизация информационных технологий» Московского технологического университета.

 

– Сергей Анатольевич, как вы можете в целом оценить актуальное состояние стандартизации в сфере информационных технологий в нашей стране?

– Как неудовлетворительное и внушающее тревогу. Мы значительно отстаем от уровня развития ИТ-стандартизации в развитых странах. И причины этого очевидны.

Начиная со второй половины 90-х годов прошлого века в России в основном закупалась и эксплуатировалась зарубежная вычислительная техника и программное обеспечение. Такое положение приводило к отсутствию в нашей стране серьезного интереса к стандартам в сфере информационных технологий, так как соответствующие зарубежные стандарты уже были заложены как в закупаемую вычислительную технику, так и в программное обеспечение, и дополнительных мероприятий в этой области не требовалось.

Отсутствие в течение длительного времени необходимости в разработке отечественных ИТ-стандартов в свою очередь привело к потере соответствующей школы их разработки и применения. Стандарты, которые у нас разрабатываются в этой области, в основном имеют уровень «стандарта предприятия» и носят локальный характер. Национальные ИТ-стандарты разрабатываются в весьма незначительном количестве. Их финансирование со стороны отечественных разработчиков практически отсутствует.

В итоге все это привело к возникновению целого комплекса серьезных проблем.

 

– Какие из этих проблем вы могли бы отнести к числу наиболее серьезных?

– У предприятий и заказчиков, работающих в области ИТ, нет понимания необходимости разработки и применения ИТ-стандартов в современных условиях. При этом отсутствует реально действующая система обеспечения доступа как заказывающих организаций, так и разработчиков к подавляющему большинству текстов современных международных ИТ-стандартов, что не позволяет им ориентироваться в этой области.

Практика показывает, что в большинстве случаев организации не владеют ни знаниями, ни практическим опытом подготовки и продвижения своих предложений на уровень национальных, межгосударственных и международных стандартов.

Отечественные заказчики и разработчики, работающие в области ИТ, слабо ориентируются в современной законодательной базе в области технического регулирования и стандартизации. Система подготовки кадров в этой области требует существенного улучшения.

Начало интенсификации отечественных ИТ-разработок стало приводить к увеличению запросов о правильном толковании текстов некоторых стандартов. Организаций, которые могли бы квалифицированно проводить такую работу по всем направлениям ИТ-стандартизации, в настоящий момент в нашей стране практически не существует.

 

– Есть риск, что наше отставание в этой сфере от мирового уровня еще более увеличится?

– К сожалению, это действительно так. На международном уровне область ИТ-стандартизации является самой развитой и существенно опережает в количественном уровне стандарты других отраслей. Во многом это связано с ярко выявившейся тенденцией укрупнения единых информационных пространств в рамках отраслей и региональных объединений отдельных стран. В частности, основной целью «Индустриальной платформы 4.0» – цифровое преобразование производства в Германии – является ориентация предприятий разных отраслей в рамках единой цели. Реализация такой задачи, по мнению разработчиков, будет одним из решающих факторов роста экономики Германии.

При этом из пяти приоритетных областей деятельности по реализации Индустрии 4.0 на первом месте стоит создание единой архитектуры, стандартов и норм.

К настоящему времени действует несколько тысяч современных ИТ-стандартов по самым разным направлениям – от защиты информационных технологий до интернета вещей. Только в совместном техническом комитете (JTC1) Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC) «Информационные технологии» принято 2520 ИТ-стандартов и в разработке находится на текущий момент 551. Причем в рамках JTC1 ИТ-стандарты разрабатываются по 22 различным направлениям, что обеспечивает комплексный и скоординированный подход. А это не единственная международная организация, работающая в данной области. В нашей стране ИТ-стандартов разрабатывается на порядок меньше, что приводит к нарастанию отставания. Речь идет о потере суверенитета в сфере информационных технологий. Это опасно. Можно сказать, что нас сейчас «держат на коротком поводке».

Раньше, в «докомпьютерную эру», инженер с помощью логарифмической линейки, формул, проведения расчетов мог понять всю физику процесса, с которым он работает. Сейчас это для него – «черный ящик». Загрузил данные в компьютер – получил готовое решение. Например, мы купили импортную систему, которая с использованием BIM-технологий проектирует дома. Какой материал для строительства дома выберет эта система? Насколько будут учтены местные условия, наличие в данном конкретном регионе тех или иных строительных материалов? Поскольку система, например, английская, она будет выбирать именно из «родных» материалов.

 

– Но можно, наверное, ввести в эту систему какие-то ограничения?

– Можно. Но она все равно сделает по-своему. И это – самый простой, примитивный пример. А если речь идет об импортной системе, проектирующей комплектующие для какого-либо изделия предприятия оборонной промышленности? Она спроектирует погрешность на несколько микрон, и срок службы изделия, например, уменьшится в два раза. Как, на основании чего система выдала такой результат – понять невозможно. Это для нас опять же «черный ящик».

 

– Наверное, есть необходимость интенсифицировать разработку национальных стандартов в сфере информационных технологий?

– Не так все просто. Если мы поставим задачу активно разрабатывать национальные стандарты, то возможны две негативные тенденции. Во-первых, у нас просто не хватит для этого сил. Мы долгое время закупали все программное обеспечение, все «железо», которое основано на международных стандартах. Для того чтобы мы сами что-то разработали, оказалось, что надо разобраться прежде всего со стандартами.

Поэтому самим, с нуля, разрабатывать стандарты не имеет смысла. Нужно брать международные стандарты. При этом отмечу, что международные стандарты информационных технологий ни одна страна в «чистом» виде не применяет. Везде эти стандарты гармонизируются с учетом собственных условий, особенностей и интересов. В ряде случаев можно взять международный стандарт практически полностью, но определенный «фильтр» всегда необходим. Вот этим сейчас нужно заниматься. Но это также непросто. Речь, по сути, идет о науке, которая у нас не развита, к сожалению.

 

– Но этим занимается ТК-МТК 22?

– Комитет – общественная организация, сплотившая вокруг себя ряд экспертов действительно достаточно высокого уровня, которые могут понять, с какими международными стандартами нам нужно работать, как именно их следует гармонизировать. Но для эффективной работы с ИТ-стандартами необходима финансовая поддержка со стороны государственных структур.

 

– В развитых странах такой проблемы нет…

– Правильно. Там эти работы финансирует бизнес, который уже осознал, что стандарты – инструмент завоевания рынка. У нас, во всяком случае в области информационных технологий, пока больше надежды на бюджетные поступления. К сожалению, за последние годы бизнес совершенно отвык интересоваться вопросами стандартизации в ИT. В некоторых компаниях специалисты ИT-подразделений даже не в курсе того, что такие стандарты существуют.

Но и с бюджетным финансированием есть целый ряд проблем. Во-первых, разработчик стандартов определяется на конкурсной основе. Главный критерий – стоимость работ, поэтому часто конкурсы выигрывают организации, которые в принципе не в состоянии разработать нормальный стандарт или даже провести квалифицированный перевод международного стандарта.

Вторая проблема связана с целевыми установками, с техническими приоритетами. Наши приоритеты в стандартизации определены техническими регламентами. Соответственно, база стандартов разрабатывается, актуализируется, гармонизируется в первую очередь для обеспечения действия этих технических регламентов. Именно на это направляются в основном бюджетные средства. А в области ИT технический регламент отсутствует.

 

– Необходим технический регламент «О безопасности информационных технологий»?

– Во всяком случае, нужно хотя бы начать обсуждение целесообразности его создания. Могу предположить определенные трудности в его подготовке. С одной стороны, определенный тренд в изменениях российского законодательства. Я имею в виду, в частности, так называемый «закон Яровой». Во-вторых, есть большие сомнения в том, что наши партнеры по ЕАЭС легко согласятся на создание единой системы безопасности информационных технологий.

 

– Насколько перспективно развитие международного сотрудничества России в сфере информационных технологий? В частности, сейчас Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия продвигаются проекты, направленные на активное участие российских экспертов в немецкой программе Индустрия 4.0?

– Это правильное решение. В Германии уровень автоматизации, внедрения «цифры» на производстве очень высокий. Они в этом плане лидируют по многим направлениям. Но оказывается, что на этом уровне вложение дополнительных средств уже не приносит былого эффекта, какой был на начальном этапе, при сравнительно низком уровне автоматизации. Как я уже говорил, в Германии после проведения соответствующих исследований пришли к пониманию, что, если страна хочет занимать лидирующее место, основное направление – преодоление межведомственных барьеров, решение задач в интересах государства в целом, а не отдельных компаний.

Хорошо, что сейчас работа по Индустрии 4.0 развертывается и у нас. Но, наверное, в идеале немецкий опыт нужно использовать и для того, чтобы попытаться, образно говоря, «срезать угол», сразу вести работу с учетом необходимости снятия барьеров между ведомствами.

 

– Наверное, еще один путь развития – совершенствование работы уже существующих комитетов по стандартизации. Помимо ТК-МТК 22 вопросами информационных технологий занимаются как минимум десять технических комитетов.

– Да, это действительно так. Многие из них сформированы недавно и пока не успели проявить себя, но такие, например, как ТК 26 «Криптографическая защита информации» и ТК 468 «Информатизация здоровья», работают достаточно эффективно. Но беда в том, что работа всех этих технических комитетов практически не координируется, хотя Росстандартом определенные попытки в этом направлении предпринимаются. Это тоже серьезная проблема, решением которой стоит сегодня заняться.

 

Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №05/2018 


Поделиться:





Подписка на новости