Плановые пойдут не по плану

21.02.2022 Новости технического регулирования

Минэкономики предлагает несколько изменить подход к определению частоты проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса — не проводить плановую проверку в предусмотренный графиком срок, если в течение последнего года по тому же вопросу уже была проведена внеплановая. В ведомстве полагают, что это позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей. В бизнес-сообществе инициативу считают правильной, но отмечают, что из-за перекоса в сторону внеплановых проверок реальная нагрузка может остаться прежней.

Минэкономики подготовило проект изменений правил формирования ежегодного графика контрольных мероприятий, предложив исключать из него плановые проверки, если по тому же поводу за последний год уже проводились внеплановые. Поясним, что периодичность плановых проверок зависит от степени рисков в деятельности организации — например, в отношении объектов из категории «средний риск» они проводятся минимум раз в шесть лет, а максимум — раз в три года. Однако сейчас более распространены внеплановые проверки, частота которых зависит от индикаторов риска — например, числа поступивших жалоб.

Согласно проекту, вычеркнуть проверку из плана можно будет и в случае чрезвычайной ситуации, связанной с распространением заболевания, в частности ковида.

Как отмечают в Минэкономики, в адрес ведомства «поступают обращения, в том числе, с примерами, когда до 90% штата инспекторов находятся на больничном — в такой ситуации выполнить план проверок чрезвычайно затруднительно, и это несет риски распространения болезни».

Предложенный порядок будет распространяться с 2023 года практически на все виды контроля (кроме налогового, таможенного и банковского, а также контроля силовиков) всех уровней. Исключением будут только проверки предприятий, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (например, угольных шахт),— для них частота проверок останется прежней. Однако и для них предлагаются небольшие послабления — отмена чек-листов при плановых проверках и рейдового осмотра объектов, на которых действует режим постоянного госконтроля.

В целом увеличение паузы между плановыми проверками, по задумке Минэкономики, должно снизить административную нагрузку на бизнес — в ведомстве полагают, что нововведение будет востребовано.

При этом прогнозы о возможном сокращении количества проверок там считают преждевременными. Отметим, что новшество вписывается в запущенную правительством реформу контрольно-надзорной деятельности, которая, в частности, предполагает смещение акцента с проверочных мероприятий на профилактические. Как ранее сообщал курирующий реформу вице-премьер Дмитрий Григоренко, в 2021 году было проведено около 700 тыс. проверок, что вдвое меньше, чем в 2019-м (1,5 млн).

Первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян согласна с тем, что административная нагрузка может снизиться: «Если внеплановая проверка уже прошла, какой смысл на следующий год проводить еще одну такую же? От нее надо отсчитывать следующие три года, по истечении которых уже приходить с очередной плановой проверкой». Также она считает целесообразным отмену проверочных листов для объектов чрезвычайно высокого риска: «Для них чек-лист составить практически невозможно, это будет документ на 800 страниц, который при выездной проверке никто не сможет применить».

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова отмечает, что сейчас внеплановые и плановые проверки могут проходить с разницей в две недели, но при этом они не дают нужной эффективности. Она полагает, что «нужно идти дальше» — например, установить, что после пройденной внеплановой проверки следующая может проводиться через год. Ответственный секретарь экспертного центра КНД «Деловой России» Екатерина Карпунова полагает, что после корректировки правил административная нагрузка может остаться на прежнем уровне — ведь акцент может смещаться на проведение внеплановых проверок, периодичность которых не регламентируется.

Евгения Крючкова

Газета «Коммерсантъ» №31 от 19.02.2022, стр. 2


Поделиться:





Подписка на новости