Пленарное заседании форума прошло с участием представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Минэкономразвития России, что позволило определить контуры и прорывные направления дальнейшего этапа совершенствования контрольно-надзорной деятельности. В ходе мероприятия Светлана Орлова рассказала о необходимости выстраивания диалога между государством и бизнесом, реформе контрольной и надзорной деятельности и снижении объемов обязательных требований подконтрольных субъектов.
«В текущей беспрецедентной ситуации необходимо обеспечить полноценную реализацию потенциала российского бизнеса для достижения национальных целей развития страны, создания технологического суверенитета и обеспечения нового качества жизни граждан. В условиях частичной мобилизации и максимального напряжения государственных ресурсов создание для бизнеса дополнительных издержек нежелательно. Правительство Российской Федерации уже проводит работу по пересмотру обязательных требований, которые должны вступить в силу до конца 2024 года».
Светлана Орлова отметила последовательную работу Правительства Российской Федерацию по реформированию сферы контроля и надзора, в том числе внедрения механизма досудебного обжалования, который позволит снизить нагрузку на суды. Благодаря проделанной работе доля бизнеса, которая отмечает избыточность обязательных требований, в 2022 году снизилась на 7,8% по сравнению с 2021 годом.
Тем не менее в данной сфере еще есть задачи, требующие решения. К примеру, законодательно не проведена предусмотренная оценка применения обязательных требований. Несмотря на то, что в 2023 году плановые проверки в отношения категорий бизнеса, деятельность которого не отнесена к чрезвычайно высокому и высокому риску, проводиться не будут, в «серую зону» попадают внеплановые проверки. При этом они составляют большую часть проверок – почти 90% по итогам 2021 года.
Также среди негативных факторов было отмечено отсутствие в базовом законодательстве в сфере надзора вопроса учета и снижения издержек бизнеса. По мнению аудитора, это не позволяет оценить реальные издержки и их динамику. В частности, отсутствует анализ соотношения издержек бизнеса и выгод, полученных государством от введения в 2018 году системы маркировки товаров «Честный знак».
Отмечаются зоны риска и на муниципальном уровне. Так, при осуществлении муниципального контроля в нарушение законодательно установленного запрета в ряде случаев оформлялись протоколы об административных правонарушениях без проведения контрольно-надзорного мероприятия, т.е. без взаимодействия с контролируемым лицом.
Отдельное внимание в ходе своего выступления Светлана Орлова уделила вопросу повышения добросовестности бизнеса.
«Новая концепция контрольной (надзорной) деятельности основана на принципе добросовестности, – подчеркнула она. – При росте добросовестности бизнеса автоматически снижается необходимость проверок. При этом Счетная палата отмечает, что оценка добросовестности игнорируется контрольно-надзорными органами при определении категорий риска. Только в 13 из 100 положений о видах контроля присутствует позиция об учете добросовестности объекта контроля».
В завершение аудитор отметила, что формирование новой экономики и обеспечение финансовой стабильности России могут потребовать введения новых видов контроля. Вхождение в состав Российской Федерации четырех новых субъектов требует оперативных шагов по созданию системы контроля и надзора на новых территориях.
«Важно добиться, чтобы принимаемые шаги по совершенствованию государственного контроля шли на благо граждан и страны. При этом не должно быть никакого укрывательства неэффективных решений. Это в общих интересах государства и бизнеса», – заключила Светлана Орлова.