Отечественные производители рыбы намерены отказаться от экспорта сырья и развивать переработку в России. Планируется создать общий лейбл качества и систему контроля продукции — от вылова до прилавка. О том, какой эффект могут дать эти меры, "Росбалту" рассказал исполнительный директор "Рыбного Союза" Сергей Гудков.
— Каких нововведений следует ожидать в российском производстве рыбы в ближайшие годы?
— Главная реформа – переход от сырьевой модели к производству продукта с более высокой добавленной стоимостью. Проще говоря, нужно продавать не рыбу-тушку, а хотя бы филе в заливке или в соусе.
— Какие изменения возможны уже в этом году?
— Дай Бог, если в этом году будут приняты управленческие решения в этой сфере. Пока кроме политических указаний, в какую сторону развивать рыбохозяйственный комплекс, никаких проектов и новых нормативных актов не появилось.
Сейчас управление рыбохозяйственным комплексом мотивирует рыбодобытчиков вывозить сырье. И налогообложение, и административные барьеры, и пошлины — все направлено на это. Причем в Европу мы практически ничего не вывозим. Небольшие объемы поставляются лишь в Норвегию.
— А куда?
— В Азию, в Китай. Мы продаем китайцам наши минтай и треску, они перерабатывают. Китай способен поддерживать достаточно высокий стандарт качества для поставок товаров на европейский рынок, безопасность они гарантируют в любом случае. А мы со своей треской, перерабатываемой в Мурманске, не можем научиться ее в нормальных промышленных масштабах поставлять в Европу, хотя логистически Старый Свет нам ближе.
Наша роль не изменится, пока мы не предпримем ряда шагов — в том числе и в области законодательства — для наведения порядка.
— Когда возможны первые шаги в этом направлении?
— Самый оптимистичный сценарий – вторая половина этого года. Более реалистичный – с нового года.
В 2015 году мы ожидаем начала системных изменений. Прежде всего, в сфере налогообложения. Сейчас оно не стимулирует развивать переработку в России. Мы за рубеж вывозим сырье, а НДС не платим, везем на внутренний рынок – с рыбопереработчиков требуют заплатить НДС. Вот барьер.
— На какой стадии сейчас находится эта реформа?
— Сейчас обсуждаются направления решений. Например, идет дискуссия, стоит ли менять систему взимания пошлин за пользование водными ресурсами. Один из вариантов – значительно повысить пошлину на экспорт сырья. Ставка, кстати говоря, не пересматривалась с 2007 года.
Рыбаки, разумеется, выступают против увеличения. Нужно проанализировать мировую конъюнктуру и установить пошлины, но таким образом, чтобы мы не потеряли международные рынки. Параллельно с этим нужно дать льготы для тех, кто поставляет сырье на внутренний рынок с целью его дальнейшей переработки. Возможно, для таких добытчиков вообще стоит отменить пошлину за пользование водными биологическими ресурсами. Потому что предприятие выловило, заплатило налоги, поставило на берег, там перерабатывают, появляются новые рабочие места, платятся налоги с фонда заработной платы и налоговые отчисления — НДС и налог на прибыль. Мультипликативный эффект от таких отчислений значительно возрастает. И самое главное — мы получим на нашем внутреннем рынке продукцию с добавленной стоимостью отечественного происхождения.
Второй вопрос стимулирования – снижение административных барьеров, связанных с оформлением разрешительной документации и сопроводительных документов, в частности, ветеринарных.
Третье — наведение элементарного порядка на потребительском рынке. У нас очень много контрафактной продукции. Вроде бы, она и не небезопасная, но точно сделанная с нарушением норм и правил. Например, много продукции с большим содержанием глазури, с подменой наименований, когда вместо трески подается в лучшем случае пикша, а то, может быть, и минтай, и вьетнамский пангасиус. Бывает, что внутреннее содержание влаги сохраняют с помощью удерживающих фосфатов. Вам и глазурь сверху 30%, и внутри еще 25% излишней влаги. Кладете на сковородку — оно у вас расплылось, и влага вся ушла. И питательных веществ, и белка вы не получаете.
— На днях прошел эксперимент по контролю рыбной продукции от вылова до прилавка. Как вы оцениваете его результаты?
— Мы удовлетворены результатами. Целью эксперимента было проверить, как работает система в рамках взаимодействия ветеринарных служб различных субъектов Российской Федерации. Мы и раньше были убеждены, что система контроля работоспособна, но одно дело — убежденность, а другое – конкретный эксперимент, в рамках которого реальный контролер магазина видит, где и когда конкретная партия продукции была выловлена и переработана, какой у нее срок годности. Эту же информацию впоследствии будут наносить производители на упаковку, и любой потребитель с помощью доступа в Интернет и смартфона, способного сканировать штрих-код, сможет убедиться в качестве товара в рамках государственной информационной системы. В конечном итоге это простимулирует потребительский спрос на более качественную продукцию, а я знаю, что это продукция из российского сырья.
— В начале года Россия запретила импорт вьетнамского пангасиуса. Какая продукция его заменила?
— Мы не изучали этот вопрос подробно, но мне кажется, что его заменило понемногу разное филе. Где-то это была китайская телапия, где-то российский минтай. Целенаправленно какой-то вид продукции эту нишу не занял. А вот когда будет внедрена система прослеживаемости от моря – до прилавка мы сможем получить достоверный ответ на этот вопрос.
— На каком этапе находится создание общего знака качества, которую Минпромторг планирует ввести для увеличения спроса на российскую продукцию в том числе и на рыбу?
— Концепция находится на утверждении в правительстве и, как мы полагаем, заработает не ранее 2015 года. Это долгосрочная программа, связанная с разработкой и внедрением концепции подтверждения качества российской продукции для продвижения на внутренние и внешние рынки российских товаров высокого качества. На высококачественную продукцию будет наноситься соответствующий знак соответствия высоким требованиям. Продукция таких производителей будет контролироваться независимым аудитором – организацией, которая будет как проверять возможности самого предприятия производить безопасную продукцию, так и проводить текущую работу: делать выборочные проверки продукции на потребительском рынке и проверять их соответствие заявленным стандартам высокого качества.
— Это не будут структуры Россельхознадзора или Роспотребнадзора?
— Нет. Россельхознадзор и Роспотребнадзор следят за безопасностью продукции, а Роспотребнадзор дополнительно еще и за тем, чтобы потребителей не вводили в заблуждение. Для контроля качества и соответствия высоким стандартам должны подключаться общественные организации – общества защиты прав потребителей, в которых мы и разработчики концепции видим реальный инструмент защиты прав граждан.
Беседовал Владислав Кузьмичев
Источник: http://www.rosbalt.ru