Спустя почти год после того, как зарубежные компании стали уходить из России, ассортимент в стране фактически восстановился. Об этом в интервью «Известиям» рассказал руководитель Федеральной службы по аккредитации Назарий Скрыпник. По его словам, число отечественных производителей выросло на 17–20%. Главными торговыми партнерами РФ стали страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Также в качестве поддержки бизнеса была введена упрощенная схема декларирования товаров — суммарно она помогла предприятиям сэкономить 1 млрд рублей. Кроме того, в ближайшие месяцы Росаккредитация планирует разработать единые стандарты продукции халяль — в стране даже могут появиться специальные халяльные отели.
Российских брендов больше на 17–20%
— По оценкам Росаккредитации, как изменилось число наименований товаров на российском рынке в 2022 году после ухода из страны ряда иностранных брендов?
— Прошлый год был беспрецедентным с точки зрения вызовов для российского импорта. Бизнесу пришлось выстраивать цепочки поставок от новых производителей. Основным запросом импортеров было упрощение ввоза товаров. В марте 2022-го на площадке Минэкономразвития были разработаны меры поддержки бизнеса, одной из которых стала упрощенная схема декларирования. Росаккредитация сделала новый сервис регистрации таких деклараций, благодаря чему срок ввоза новой продукции сократился с 20–30 до шести дней.
Первая такая декларация была зарегистрирована уже 21 марта прошлого года. Через пару месяцев после введенных санкций на место ушедших иностранных брендов пришли другие.
По количеству зарегистрированных Росаккредитацией сертификатов можно сделать вывод, что произошло замещение одних брендов на другие, а количество зарубежных производителей увеличилось. На место ушедших брендов приходят в том числе и российские производители — их число выросло на 17–20%. Анализ документов в наших реестрах показал, что ассортимент товаров фактически восстановился.
— Какие страны сейчас выступают основными торговыми партнерами России по импорту?
— На данный момент ввоз товаров на территорию РФ главным образом происходит из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Если раньше импортерами регистрировались сертификаты на товары в основном из Европы и США, то сейчас более 30% таких документов регистрируются на товары из Китая.
— Насколько эффективна схема упрощенного декларирования товаров для бизнеса?
— Эта мера востребована. В первое время по новой схеме проходило 10–15 документов в день. Сейчас в среднем выпускается 400 упрощенных деклараций в сутки, всего с марта прошлого года их зарегистрировано 50 тыс., каждая из которых на определенную партию товара. При этом в связи с нарушениями было приостановлено только 240 таких деклараций. Суммарно эта мера помогла бизнесу и, в частности, микропредприятиям сэкономить 1 млрд рублей — в среднем по 25 тыс. с одной декларации. Кроме того, это сокращает время, поскольку на заполнение документа уходит в среднем всего 30 минут.
— Упрощенная схема действует до 1 сентября 2023 года. Планируется ли продлевать эту меру или сделать ее постоянной?
— Вопрос о продлении еще не поднимался. Упрощенное декларирование представляет собой мораторий на отдельные требования по ввозу импортных товаров. И, как известно, все моратории временные. Совместно с бизнесом мы будем оценивать, стоит ли сохранять упрощенную схему или уже можно вернуться к действовавшим ранее требованиям.
— Разрабатывает ли Росаккредитация дополнительные меры поддержки бизнеса?
— Служба запустила ускоренную процедуру расширения сферы деятельности лабораторий, по которой принимает решение в течение 20 дней. Благодаря этой мере внедрено более 12 тыс. новых методик лабораторных испытаний, что позволило самим лабораториям быстрее адаптироваться к имеющимся рыночным условиям. Например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП НАМИ) смог в короткие сроки расширить свою область аккредитации, что позволило в меняющихся экономических условиях сохранить предложение на автомобильном рынке, заменить ушедшие иностранные бренды другими.
Или, к примеру, Республиканская ветеринарная лаборатория в Татарстане осенью прошлого года закупила новое лабораторное оборудование, необходимое для ПЦР-диагностики, прошла ускоренную процедуру расширения и оперативно включилась в мониторинг и контроль биологической угрозы гриппа птиц в регионе.
Проверка на качество
— Как в прошлом году изменилось число контрафактной продукции?
— Мы считаем, что если процедура проверки товара прошла по всем правилам и был оформлен сертификат, то продукция не может быть контрафактной. Например, вы знаете, как проводится проверка на безопасность детской мягкой игрушки? До начала продаж лаборатория проводит не менее 20 испытаний по разным требованиям, полный цикл которых занимает не менее пяти дней. Около двух дней игрушку готовят к испытаниям — выдерживают при определенной температуре и влажности.
Затем лаборатория проверяет стойкость краски, интенсивность запаха, выделение вредных для здоровья ребенка химических элементов из материалов изделия, в том числе свинца, мышьяка, ртути и других веществ. Кроме того, процедура сертификации включает участие в ней самих производителей. Органы сертификации выезжают на производство для того, чтобы удостовериться, что товар произведен по всем правилам безопасности. Уже зарегистрированный сертификат может быть проверен, а если есть нарушения, действие документа прекращается. В сравнении с предыдущим годом мы видим, что количество аннулированных сертификатов значительно не изменилось.
— Росаккредитация запустила электронный сервис для проверки качества товаров на маркетплейсах. Какие из крупнейших торговых площадок уже подключились к нему?
— К сервису уже присоединились OZON, Wildberries, DNS, METRO, «Леруа Мерлен», «Магнит». На днях подписали соглашение со «СберМегаМаркетом». Ждем подключения «Яндекс.Маркета» и «Aliexpress Россия». Сегодня на 5 млн карточек товаров на российских маркетплейсах размещены информация о сертификации или декларировании товара и ссылка на реестры ФГИС. За 2022 год их число выросло в пять раз.
Важно отметить, что онлайн-площадки добровольно подключаются к сервису. Нет закона, который бы обязывал это делать. Бизнес осознает, что наличие сертификата — это показатель качества, который может поднять потребительский спрос. Скоро при нарушении безопасности и прекращении декларации карточка товара на маркетплейсах будет сразу исчезать. Уже сейчас по итогам остановки 35 сертификатов по категории БАДов, эти товары моментально исчезли с онлайн-площадок.
— Как планируется расширять этот сервис в 2023 году?
— Сейчас ссылки на сертификаты отображаются только в web-версии маркетплейсов. В этом году служба планирует расширить действие сервиса еще и на приложения, поскольку чаще всего потребители заходят на онлайн-платформу через телефон, а не через компьютер. Также до конца 2023 года 15% карточек должны получить ссылки на реестр, сейчас их меньше 1%. Поэтому Росаккредитация совместно с «Роскачеством» планирует поощрять маркетплейсы, на которых зарегистрировано наибольшее количество товаров со ссылками, а именно присуждать премии правительства РФ в области качества.
— Какие категории товаров на маркетплейсах чаще всего не проходят проверку?
— Пока мы не охватим все категории товаров, продаваемых на маркетплейсах, нельзя сделать окончательный вывод. Сейчас мы можем сказать, что если товар прошел оценку на безопасность и на него есть сертификат, то он точно пройдет проверку.
Халяльный рынок
— В декабре 2022-го были приняты три национальных стандарта халяль. Сколько потенциальных потребителей такой продукции на российском рынке?
— Внутренний потребительский рынок страны насчитывает более 20 млн мусульман. Кроме того, продукция халяль востребована и у немусульманского населения. Для многих россиян знак халяль — это показатель высокого качества. Поэтому востребованность таких товаров сильно растет.
Служба совместно с Минэкономразвития приступила к внедрению в национальную систему схемы аккредитации халяль. В ближайшие месяцы планируется разработать общие требования. Сегодня многие пищевые предприятия, особенно те, которые импортируют продукты в страны Персидского залива и Средней Азии, привозят из мусульманских стран специалистов, чтобы они оценили их товары на соответствие нормам халяль. Цель Росаккредитации в том, чтобы в России на государственном уровне появились уполномоченные органы в этой сфере.
— В каких странах Россия реализовывает свою продукцию категории халяль?
— В основном это страны Персидского залива, Индонезия, Турция, Иран. Уже сегодня Россия входит в топ-5 ведущих экспортеров халяльных продуктов в мире. Всего исламское население насчитывает порядка 2 млрд человек. По последним данным, общая сумма, которую люди по всему миру потратили на халяльную продукцию из РФ, составляет $12,7 млрд. В списке лидеров Россия занимает четвертое место и уступает лишь Бразилии, Индии и США, пятерку замыкает Китай.
Однако халяль — это не только пища, но и туризм, гостиничный бизнес, исламский банкинг, фармацевтика, косметика и многое другое. Сегодня в РФ нет отелей с сертификатами халяль, и страна теряет большой объем туристического потока мусульман. Ожидается, что в перспективе нескольких лет в России могут появиться халяльные отели. Это значительно повысит показатели как въездного, так и внутреннего туризма. По сфере услуг в этой области Росаккредитация совместно с другими федеральными органами исполнительной власти будет вырабатывать подход к установлению требований сертификации.
Источник: Милана Гаджиева | Известия