Открытые данные о сертификатах помогают выбрать поставщика

20.05.2014 Новости технического регулирования

Федеральная служба по аккредитации открыла базу данных сертификатов и деклараций о соответствии товаров различным стандартам качества (в том числе ГОСТам). Это не только сделало всю сферу оценки соответствия более прозрачной, но позволило независимым разработчикам создать сервисы, помогающие бизнесу проверять поставщиков, вести маркетинговый анализ.

Инициатива Росаккредитации - часть стартовавшего год назад под эгидой Открытого правительства проекта "Открытые данные". Суть в том, что открытые данные можно не просто просмотреть на сайте, но и скачать, чтобы создать на их основе собственный информационный ресурс. Скажем, если речь идет о транспортной информации, то результатом ее обработки может быть мобильное приложение, информирующее о движении трамваев и автобусов. Информация же Росаккредитации, которая занимается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, бесценна прежде всего для бизнеса. Только с помощью реестров, которые ведет Росаккредитация, можно проверить, например, в соответствии с какими стандартами сертифицировался товар, партию которого вам предлагают купить.

База данных Росаккредитации, объединившая еще недавно полностью разобщенные отраслевые информационные ресурсы, огромна и охватывает около 900 тысяч российских производителей и поставщиков, которые регистрировали в последние годы декларации о соответствии и оформляли сертификаты соответствия на продукцию. "Единого реестра деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, действительно, еще несколько лет назад не было. Создание такой базы - это часть большой работы, направленной на то, чтобы сделать понятными и доступными для анализа все процессы в рамках оценки соответствия. Мы ведем реестры лиц, аккредитованных на проведение работ по сертификации и регистрации деклараций соответствия, разрабатываем масштабную информационную систему, которая будет учитывать не только каждую зарегистрированную декларацию и выданный сертификат соответствия, но и данные о том, кто и на основании каких данных выдал эти документы", - сказал заместитель руководителя Росаккредитации Назим Султанов, курирующий вопросы информатизации. Широкий спектр аналитической информации, доступной из реестров Росаккредитации, будет востребован и бизнесом, и потребителем, и госорганами, контролирующими безопасность товаров, считает он.

Однако информация становится еще более ценной, когда ее удается поместить в правильный контекст и создать на ее основе сервисы под конкретные запросы бизнеса. Пример такого подхода как раз и пытаются продемонстрировать независимые разработчики. Так, при закупках государство требует проверять документы, удостоверяющие соответствие товара или услуги требованиям технических регламентов, положениям стандартов и т.д. Участник закупочной процедуры сам предоставляет сертификат соответствия. Однако сразу проверить документ на подлинность до сих пор было сложно (а практика с теми же банковскими гарантиями показывает, что не все участники тендеров добросовестны). Чтобы такой "проверочный" сервис работал, необходимы удобный поиск и идентификация владельца сертификата и производителя товара.

Декларации о соответствии и сертификаты соответствия помогают также при маркетинговом анализе рынков, говорят разработчики. Идея проста: если компания оформила сертификат соответствия на велосипеды, то логично предположить, что она имеет непосредственное отношение к их производству.

Почему это важно? Данные государственной регистрации не всегда дают четкое представление о сфере деятельности фирмы. У крупных компаний перечень отраслевых кодов может составлять десяток позиций, и даже основной код может быть не всегда показательным. А вот информация о товаре, на который компания оформляла сертификат соответствия, позволяет точно понять сферу ее деятельности. "Декларации и сертификаты соответствия раньше в аналитических базах данных никто не использовал. А теперь с помощью этой информации наши пользователи могут более точно определять профиль деятельности компании, отбирать потенциальных поставщиков нужного товара или же вести конкурентный анализ. А еще можно удостовериться, что компания действительно является не просто посредником-продавцом, но и производителем товара, как это указано в сертификате", - говорит руководитель проекта "СПАРК-Маркетинг" Галина Джанбаева.

Кроме того, на основе анализа реестров сертификатов и деклараций можно составить представление об импортерах и ввозимых ими товарах. Так, за 2013 год в базу поступили данные о 40 тысячах компаний, оформляющих сертификаты соответствия на товары иностранных производителей.

// Российская бизнес-газета, 13.05.2014


Поделиться:







Подписка на новости