Евростандарты становятся ближе, а роль государства в разработке стандартов все дальше

27.05.2014 Новости технического регулирования

20.05.2014 в первом чтении был принят за основу проект Закона «О стандартизации» (регистрационный номер законопроекта 4585 от 27.03.2014). За данное решение проголосовало 237 народных депутатов.

Юристы Goldblum and Partners проанализировали законопроект и поделились своими соображениями согласно такому решению парламентариев.

В свете последних событий Украина нуждается в решительных действиях со стороны власти по переходу на евростандарты. Необходимо усовершенствовать правовые позиции стандартизации, урегулировав вопрос на организационном уровне национальной стандартизации, которая будет соответствовать нормам и требованиям, применяемым в европейской практике. Но произойдет ли это на нашей практике, благодаря принятому Закону Украины «О стандартизации»?

Основной целью законопроекта послужило создание единого органа, негосударственной формы – Национальный орган стандартизации, в функции которого будет входить принятие и отмена национальных стандартов, представление интересов Украины в международных организациях стандартизации, что на сегодняшний день выполняет Министерство экономического развития и торговли Украины.

Анализируя законопроект, юристы Goldblum and Partners первым обращают внимание на понятие «кодекс установившейся практики», который согласно ст. 1 Общих положений трактуется как нормативный документ, содержащий рекомендации касательно практик или процедур проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Соответственно, значение носит теперь рекомендационный характер и не применяется в виде стандартов либо отдельных частей стандартов, как было ранее. 

Ст. 2 «Сфера действия Закона» была существенно детализирована и, тем самым, уменьшила распространение законопроекта на относительно все социальные стандарты. Ранее, а точнее в еще действующем Законе Украины «О стандартизации» указано, что сфера деятельности не распространяется на социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается соответствующими законами, теперь же указано, что на социальные стандарты – предусмотренные законодательством. Соответственно, сфера действия Закона снижает зону ответственности Национального органа стандартизации, о которой мы поговорим чуть позже. 

Существенным изменением является и то, что государственные органы не участвуют в принятии решений по принятию и отмене национальных стандартов. Данным вопросом занимается исключительно Национальный орган стандартизации, действия которого могут быть оспорены. Для такого, согласно ст. 14 законопроекта, создана комиссия по апелляции. 

П. 1 ст. 14 утверждает, что любая заинтересованная сторона или технический комитет стандартизации имеет право обратиться в комиссию по апелляциям путем подачи апелляции, если считает, что решением, действием или бездействием национального органа стандартизации были нарушены процедуры в сфере стандартизации. Также данным пунктом предусмотрено право заявителя обратится в суд. Единственное, что не предусмотрено – это подведомственность и кого выбирать заявителю в роли ответчика - независимое юридическое лицо, которое создано на основе решений исполнительной власти и неподведомственно ей, или на комиссию по апелляции, которая создана руководящим советом, или на сам руководящий совет, который является органом национального органа стандартизации.

Ведь согласно ст. 13, руководящий совет является совещательно-надзорным органом национального органа стандартизации и формируется на паритетных началах из представителей центрального органа исполнительный власти, гражданских объединений, гражданских организаций потребителей, научных учреждений, учебных заведений, научно-технических и инженерных обществ. 

Хотя, согласно ст. 10 законопроекта, к полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере стандартизации, принадлежит осуществление контроля за соблюдение национальным органом стандартизации процедур в сфере стандартизации в соответствии с принципами, нормами и требованиями, установленными настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами и национальным стандартам. 

Но самым неурегулированным вопросом в законопроекте остается пропавшая ст. 8 «Ответственность за разработку и утверждение нормативных актов». Проанализировав законопроект, юрист Goldblum and Partners Дмитрий Набугорнов приходят к выводу, что у национального органа стандартизации отсутствует ответственность за осуществление своей деятельности. По ранним, до сих пор действующим нормам, четко становится понятно к кому необходимо обращаться в случае несоблюдения либо несоответствия стандартов с канонами действующего законодательства Украины. 

Помимо обширно описанных прав предприятий, учреждений и организаций, которые имеют право в соответствующих сферах деятельности и с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовывать и выполнять работы по стандартизации, необходимо добавить их, вместе с и потребителями услуг и товаров, в субъектный состав надзирательного совета за координацией работы национального органа стандартизации. Возможно, данное решение повлияло бы на условия ведения бизнеса в реалиях сегодняшнего дня. 

Несомненно, по мнению юристов Goldblum and Partners, осуществление действий государства в сторону евроинтеграции и евростандартизации позволит усовершенствовать правовые позиции стандартизации, приведя их к актуальным требованиям. Но, принятый в первом чтении законопроект  требует внесения доработок, и вопрос стандартизации только начинает свое обсуждение и выдвижение предложений со стороны как представителей производителей так и конечных потребителей.

Деловые новости E-NEWS.COM.UA


Поделиться:







Подписка на новости