Залогин Александр Сергеевич, генеральный директор Центра по сертификации взрывозащищенного и рудничного оборудования (НАНИО ЦСВЭ), председатель национального ТК 403 «Оборудование для взрывоопасных сред (Ех-оборудование)», заместитель председателя Системы МЭКЕх
В октябре во Владивостоке на 81-й Генеральной сессии Международной электротехнической комиссии (МЭК) представителю Российской Федерации Александру Сергеевичу Залогину – кандидату технических наук, генеральному директору Центра по сертификации взрывозащищенного и рудничного оборудования (НАНИО ЦСВЭ), председателю национального ТК 403 «Оборудование для взрывоопасных сред (Ех-оборудование)» и заместителю председателя Системы МЭКЕх – была вручена награда МЭК имени Томаса Эдисона.
В интервью нашему изданию А. Залогин рассказал о проблемах стандартизации и сертификации оборудования для взрывоопасных сред и, в том числе международной, деятельности НАНИО ЦСВЭ и ТК 403.
– Александр Сергеевич, награда, которой вы были удостоены в этом году, – уже не первая. Можно без преувеличения сказать, что вы в своей области – авторитетный специалист мирового уровня. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в МЭК И МЭКЕх.
– Я благодарен Международной электротехнической комиссии за высокую оценку моих усилий как в области стандартизации в рамках Технического комитета (ТК) 31 МЭК, так и в области оценки соответствия по линии Системы МЭКЕх.
Много лет я являюсь членом рабочих групп ТК 31 «Оборудование для взрывоопасных сред» МЭК по разработке и поддержанию стандартов, которые имеют большое значение для оценки соответствия оборудования для взрывоопасных сред. Также я являюсь руководителем рабочей группы (РГ) 39 ТК 31 МЭК «Неблагоприятные условия эксплуатации». Участие в этой работе позволяет на этапе разработки стандартов вносить в них изменения, включать национальные требования для устранения технических барьеров в торговле между странами.
В Системе МЭКЕх я работаю c 1996 года. Участвую в работе РГ ExMCWG04 «Техническая референтная группа по оценке органов по сертификации (ЕхОС) и испытательных лабораторий (ЕхИЛ)», ExMCWG05 «Оценка и аудит систем качества изготовителей», ExPCC-WG4 «Аттестация органов по обучению», ExTAG WG11 «Данные по материалам» и шестой год занимаю пост заместителя председателя Системы МЭКЕх. Хочу отметить высокий профессионализм, ответственность и преданность своему делу специалистов, работающих в Системе МЭКЕх.
В качестве ведущего эксперта по аккредитации МЭКЕх я принимаю участие в оценке органов и лабораторий – кандидатов на аккредитацию в Системе МЭКЕх, повторной оценке аккредитованных ЕхОС и ЕхИЛ и промежуточном инспекционном контроле. Проводил работы по аккредитации организаций из США, Канады, Великобритании, Германии, Польши и ряда других стран.
Аккредитация в Системе МЭКЕх осуществляется в рамках самой системы по формуле «оценка равных равными», то есть в состав назначенной Секретариатом МЭКЕх группы оценки обязательно входят эксперты из органов по сертификации или испытательных лабораторий оборудования для взрывоопасных сред, и таким образом обеспечивается высокий профессиональный уровень оценки. Требования к аккредитуемым органам по сертификации и испытательным лабораториям основываются на стандартах ИСО/МЭК 17065, ИСО/МЭК 17025.
Этот подход, надеюсь, будет принят и в России, так как участие эксперта по аккредитации – специалиста в области взрывозащиты в оценке компетентности ЕхОС и ЕхИЛ – залог поддержания доверия к процессу оценки ЕхОС и ЕхИЛ и безопасности оборудования, сертифицированного аккредитованными органами. Создание рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия оборудования для работы во взрывоопасных средах при Общественном совете при Федеральной службе по аккредитации является первым шагом в реализации принципов данного подхода.
– Каково состояние стандартизации в области оборудования для взрывоопасных сред в России и странах ЕАЭС сегодня?
– Начиная с 2000-х годов в России, а затем в странах Таможенного союза и ЕАЭС стандарты ГОСТ Р и ГОСТ в области оборудования для взрывоопасных сред были гармонизированы со стандартами МЭК. В настоящее время требования этих стандартов распространяются не только на электрооборудование, но и на неэлектрическое оборудование и Ех-компоненты. Эти стандарты включены в регулярно обновляемый Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).
Чтобы отечественные производители могли выпускать свою продукцию для применения во взрывоопасных средах по новейшим изданиям российских и межгосударственных стандартов, соответствующим актуальным изданиям международных стандартов, и могли поддерживать свою конкурентоспособность на внешнем рынке, необходимо синхронизировать программы национальной и межгосударственной стандартизации, формируемые соответственно Росстандартом и Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, с программами международной стандартизации МЭК в области оборудования для взрывоопасных сред и проводить процедуру параллельного голосования.
Для этого необходимо выделять достаточные средства на стандартизацию, чтобы своевременно обновлять стандарты, применяемые отечественными производителями оборудования для взрывоопасных сред.
Надеюсь, что при поддержке РСПП удастся синхронизировать программы стандартизации, а также разработать механизмы, позволяющие ускорить или автоматизировать порядок введения стандартов на территории стран – участниц ЕАЭС и обновления Перечней к техническому регламенту ТР ТС 012/2011.
– Вы были координатором 16-й специальной рабочей группы по направлению «Оборудование, работающее во взрывоопасных средах» РГ 8 «Техническое регулирование» Круглого стола промышленников Россия – ЕС РСПП. Какие задачи решала РГ 16?
– В РГ 16 работала группа экспертов из России и ЕС. Я был координатором этой рабочей группы от НАНИО ЦСВЭ (Россия), а г-н Хеймо Хеле, руководитель департамента технического регулирования и стандартизации ассоциации производителей электронной и электротехнической продукции Германии, был координатором от ЕС.
Стояла задача выработать рекомендации по сближению технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» с Директивой ЕС 1994/EC (ATEX).
Мы считали необходимым учесть положения Общих целей регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасных средах, разработанных Европейской экономической комиссией ООН, а также документы, применяемые в Международной системе сертификации МЭК в соответствии с требованиями стандартов, распространяющихся на оборудование для применения во взрывоопасных средах (Система МЭКЕх).
На основе проведенного анализа документов рабочей группой подготовлено 8 рекомендаций, по которым выработаны предложения по внесению изменений в АТЕХ и технический регламент. Эти предложения были включены в «Белую книгу» – рекомендации глобальным лидерам по основным вопросам современной экономической повестки, – подготовленную РСПП в 2013 году.
В настоящее время принята новая директива АТЕХ 2014/34/ЕС. Однако, к сожалению, рекомендации РГ 16 не были учтены.
Планируется внесение изменений в действующий технический регламент ТР ТС 012/2011. Надеюсь, что при этом будут учтены рекомендации, разработанные РГ 16.
Подготовленные РГ 16 рекомендации – первый шаг на пути сближения законодательств России и ЕС в области оборудования для взрывоопасных сред с целью взаимного признания результатов. Однако необходимо продолжение этой работы, что было отмечено во время встреч российских и европейских участников РГ 16 во Франкфурте в 2016 году и в Вашингтоне в 2017 году.
– Расскажите об Общих целях регулирования.
– Во многих национальных и региональных нормах уже используются технические требования, содержащиеся в международных стандартах, разработанных МЭК. Однако национальные законы и правила все еще различаются и порой содержат противоречащие друг другу требования.
Рабочая группа по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования ЕЭК ООН (РГ 6) организовала «секторальную инициативу» для решения существующих в этой сфере проблем и приняла модель для составления законодательных актов в секторе оборудования, используемого во взрывоопасных средах, – Общие цели регулирования (ОЦР). ОЦР направлены на то, чтобы содействовать согласованию законодательства в общемировом масштабе, обеспечивать взаимное признание странами результатов оценки соответствия в области оборудования для взрывоопасных сред. В ОЦР применен «основанный на жизненном цикле подход», который предусматривает надлежащую проверку, обслуживание и ремонт взрывозащищенного оборудования и гарантирует эффективную взрывозащиту и устранение потенциального риска воспламенения на любой стадии использования оборудования.
РГ 6 ЕЭК ООН установила партнерство с Системой МЭКЕх в области ОЦР, которая активно поддерживала этот проект с момента его организации.
Активное участие в разработке ОЦР с российской стороны приняли Виталий Яковлевич Грудцын, заместитель председателя ТК 403, и Анна Игоревна Тимофеева, секретарь РНО МЭКЕх.
Координатор секторальной инициативы г-н Франк Линеш и российская делегация в сентябре 2017 года встретились в Вашингтоне и продолжили работу по обновлению ОЦР. Участники совещания пришли к выводу, что необходимо разработать подробные процедуры практического применения ОЦР с тем, чтобы регулирующие органы могли лучше понимать и осуществлять их. Документ ОЦР размещен на сайте РГ 6 ЕЭК ООН.
– Какие задачи стоят перед Центром по сертификации НАНИО ЦСВЭ, который вы возглавляете?
– НАНИО ЦСВЭ является специализированным центром по сертификации оборудования для взрывоопасных сред (Ех-оборудования) и единственным центром в России и странах – участницах Евразийского экономического союза, аккредитованным для проведения работ по оценке соответствия в международной системе сертификации МЭКЕх. В НАНИО ЦСВЭ есть все необходимое испытательное оборудование, квалифицированные эксперты и технические специалисты, способные решать все задачи в области оценки соответствия оборудования для взрывоопасных сред.
Обеспечение участия Российской Федерации в работе Системы МЭКЕх согласно распоряжениям Правительства РФ от 17 июля 2001 года № 963-р и от 17 апреля 2006 года № 526-р возложено на Росстандарт.
В область аккредитации НАНИО ЦСВЭ входят все новейшие версии изданий стандартов МЭК, ГОСТ и ГОСТ Р в области Ех-оборудования.
В настоящее время наметился рост обращений отечественных изготовителей за международной сертификацией для выхода их продукции на международный и региональные рынки. Всего НАНИО ЦСВЭ выданы 27 сертификатов МЭКЕх зарубежным и российским производителям.
Протоколы испытаний и протоколы оценки качества НАНИО ЦСВЭ признаются всеми органами стран, участвующих в Системе МЭКЕх.
НАНИО ЦСВЭ может проводить испытания и оценку соответствия Ех-оборудования с учетом национальных отличий для получения региональных/национальных документов об оценке соответствия (ATEX для Европейского союза, UL для США и Канады, сертификат соответствия для ЮАР, КНР и других стран, входящих в Систему МЭКЕх).
Конечно, в своей повседневной работе мы сталкиваемся с рядом проблем, требующих решения. В частности, сейчас очевидна необходимость расширения участия экспертов в деятельности по разработке и поддержанию международных стандартов и в схемах оценки соответствия предприятий технического обслуживания и компетентности персонала Cистемы МЭКЕх для учета требований экономики России.
Возникают определенные проблемы из-за необходимости постоянной модернизации испытательной базы для поддержания ее в соответствии с новыми требованиями международных стандартов МЭК, в том числе из-за отсутствия российских средств измерений и испытательного оборудования.
Для увеличения экспорта услуг по сертификации оборудования для взрывоопасных сред необходимо разработать процедуры таможенной очистки оборудования, представляемого на испытания, а также ввоза и вывоза средств измерений для проведения испытаний оборудования на зарубежных площадках.
– Расскажите о работе Технического комитета по стандартизации ТК 403.
– Национальный технический комитет по стандартизации ТК 403 «Оборудование для взрывоопасных сред (Ех-оборудование)» является площадкой для сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц, органов по сертификации и испытательных лабораторий оборудования для взрывоопасных сред и промышленных предприятий – производителей такого оборудования. Секретарь ТК 403 Анна Павловна Поршина совместно с секретариатом отвечает за организацию и проведение заседаний ТК 403, оформление протоколов заседаний комитета; информационное и консультационное обеспечение членов ТК 403 по методологии стандартизации.
Участие промышленных предприятий в работе национального ТК 403 – положительный фактор в работе комитета, позволяющий поддерживать оперативную обратную связь между производителями оборудования для взрывоопасных сред и разработчиками стандартов, выявлять существующие проблемы и отвечать на возникшие вопросы по применению стандартов.
В числе основных задач, которые решает ТК 403, – формирование программы разработки национальных стандартов по закрепленной за комитетом областью деятельности и контроль за реализацией этой программы. Комитет осуществляет регулярную проверку действующих в Российской Федерации и закрепленных за ТК 403 национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены.
Наш комитет занимается проведением научно-технической, правовой и нормативной экспертиз проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам.
Мы принимаем участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации, который имеет общую область деятельности с ТК 403, в том числе для ведения секретариата МТК 42 «Взрывозащищенное и рудничное оборудование».
Мы активно сотрудничаем с аналогичными техническими комитетами международных и региональных организаций по стандартизации. В частности, речь идет о ТК 31 МЭК «Оборудование для взрывоопасных сред». Принимаем участие в рассмотрении проектов международных стандартов в закрепленной за ТК 403 области деятельности и подготовке позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам.
Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №01/2018