Вопросы создания условий для устранения технических барьеров во взаимной торговле между государствами Евразийского экономического союза и третьими странами обсудили участники восьмого заседания Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета ЕАЭС, которое прошло 28 ноября в Санкт-Петербурге.
Министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Назаренко отметил, что в рамках Союза действуют необходимые механизмы для торговли с третьими странами, в том числе с Республикой Узбекистан. Наиболее применяемым механизмом является поставка продукции по единым для пяти стран ЕАЭС разрешительным документам. По состоянию на сегодняшний день на серийное производство зарубежной продукции выдано более 470 тыс. сертификатов соответствия и 3,7 млн деклараций о соответствии. К примеру, на продукцию Узбекистана выдано 13 421 сертификатов и 48 826 деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Союза. Это позволяет продукции, произведенной в Узбекистане, свободно обращаться на рынке ЕАЭС.
Механизмы, установленные Соглашением государств-членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками СНГ, не являющимися государствами-членами Таможенного союза от 17 декабря 2012 года, не нашли пока практического применения. От государств-участников СНГ требуется высокая готовность к гармонизации своих законодательств в сфере технического регулирования с правом Союза, а в некоторых случаях даже и интегрирование в систему технического регулирования ЕАЭС.
«Развитие многосторонних торговых отношений ЕАЭС с ключевыми торговыми партнерами при сохранении баланса между упрощением процедур торговли и защитой экономических интересов государств-членов Союза во внешней торговле стало возможным с этого года, с момента вступления в силу 15 апреля 2023 года Соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами, подписанное 22 ноября 2021 года. Однако для успешного применения установленных им механизмов необходимо определить конкретный перечень продукции, в отношении которой все страны ЕАЭС заинтересованы устранять технические барьеры в торговле с третьей страной, в первую очередь через упрощение процедур допуска этой продукции на союзный рынок», – подчеркнул Виктор Назаренко.
Например, при рассмотрении вопроса целесообразности заключения такого Соглашения с Республикой Узбекистан было принято решение – на данном этапе проработать возможность поэтапного сближения систем технического регулирования Союза и Республики Узбекистан применительно к взаимопоставляемой продукции. Комиссия совместно с государствами-членами ЕАЭС подготовила соответствующий план действий. Он направлен на обеспечение гармонизации обязательных требований к продукции в Союзе и Узбекистане, повышение уровня равнозначности процедур оценки соответствия и работ в сфере обеспечения единства измерений, а также обеспечение эквивалентности систем аккредитации органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий государств-членов Союза и Узбекистана. Его реализация позволит создать благоприятные условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами Союза и Республикой Узбекистан.
Именно поэтому, по мнению министра, бизнесу ЕАЭС необходимо принять активное участие в проработке существующих проблемных зон, препятствующих доступу и обращению продукции на территориях стран Союза и Узбекистана.
Развивая тему допуска на рынок ЕАЭС узбекских товаров, подлежащих ветеринарному контролю, и подкарантинной продукции, министр ЕЭК подчеркнул необходимость выполнения установленных в ЕАЭС Единых требований в отношении такой продукции. А в отношении поставок товаров, подлежащих ветеринарному контролю, основным условием является включение предприятия-поставщика в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с актом Союза. Существуют три возможных варианта: гарантии компетентного органа, аудит системы ветеринарного надзора и совместная проверка (инспекция) предприятия.
«Для продукции пищевой и сельскохозяйственной отрасли, кроме гармонизации требований технических регламентов и процедур ее оценки соответствия в соответствии с правом Союза, потребуется обеспечение признания эквивалентности ветеринарно-санитарных и фитосанитарных систем государств-членов Союза и Республики Узбекистан. Эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с соответствующими уполномоченными органами государств-членов Союза и Республики Узбекистан», – сказал Виктор Назаренко.
Несмотря на организованные Комиссией встречи, заседания рабочих групп, консультации по вопросам, касающимся сферы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, в том числе на площадке Узбекистана, эта работа требует еще большей активизации.
Министр ЕЭК подчеркнул, что Комиссия может выступать организатором переговоров и совместных консультаций между ветеринарными службами в вопросах включения предприятий Республики Узбекистан в Реестр предприятий третьих стран с выработкой возможных механизмов упрощения ветеринарных процедур допуска подконтрольных товаров на рынок ЕАЭС. В этой связи Комиссия предлагает уполномоченным органам стран ЕАЭС и Узбекистана в первую очередь сформировать виды (наименования) представляющей взаимный интерес поставляемой продукции, аспекты возможной гармонизации национальных требований Республики Узбекистан и права ЕАЭС. Кроме того, необходимо рассмотреть аналогичные вопросы в отношении предприятий государств ЕАЭС для поставок их продукции в Узбекистан по упрощенным процедурам.
По итогам обсуждения решено просить Деловой совет ЕАЭС по мере утверждения проекта плана действий принять активное участие в его практической реализации. А также проработать с участием деловых кругов стран Союза и Республики Узбекистан существующие проблемные зоны, препятствующие безбарьерному доступу и обращению производимой в странах ЕАЭС и Республике Узбекистан продукции на их территориях, и информировать о них ЕЭК.
В рамках заседания Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович и Виктор Назаренко были награждены высшей наградой Российского союза промышленников и предпринимателей за выдающийся вклад в развитие сотрудничества с бизнесом Российской Федерации и укрепление евразийской интеграции.
Отдел информационного обеспечения Департамента протокола и организационного обеспечения ЕЭК