Источник: «Контроль качества продукции», январь 2024
Конечная цель цифровой трансформации в глобальном смысле — ускорение развития экономики, на уровне предприятия это повышение эффективности и продуктивности работы, на уровне потребителя — ускорение и упрощение поиска, а также актуальное информирование пользователей. При этом для получения нужного результата зачастую недостаточно провести цифровизацию, подразумевающую автоматизацию существующих процессов, а необходимо и существенно изменить принятые подходы. О том, как будет проводиться цифровая трансформация системы технического регулирования ЕАЭС, читайте в предлагаемой статье.
Цифровая трансформация (ЦТ) системы технического регулирования Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) является приоритетным направлением цифровой повестки ЕАЭС в 2021–2024 гг.1 с учетом заинтересованности государств — членов ЕАЭС в реализации этого процесса. ЦТ необходима для оптимизации взаимодействия наднациональных органов, уполномоченных органов государств-членов и участников рынка в сфере технического регулирования, способствующего ускорению процессов проектирования, выпуска и свободе передвижения на территории ЕАЭС продукции, в т. ч. импортируемой из третьих стран, которая отвечает обязательным требованиям.
Основной целью проекта является цифровизация:
– процессов формирования обязательных требований к продукции;
– разработки технических регламентов (ТР) и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований ТР ЕАЭС, осуществления оценки соответствия;
– подготовки предложений в программы разработки (внесение изменений, пересмотр) таких стандартов, а также формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС2.
«Дорожная карта» проекта цифровой трансформации
Утверждена «дорожная карта» по реализации ключевых мероприятий проекта, включающих среди прочего разработку методологии:
а) определения обязательных требований к продукции;
б) выбора классификатора (классификаторов) продукции;
в) определения общих процессов по формированию и ведению единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза;
г) подготовки ТР Союза и перечней стандартов к ним;
д) перевода текстов ТР в машиночитаемый формат (при необходимости).
Кроме того, предусматривается разработка наднационального компонента проекта — технологической платформы, на которой должны быть реализованы вышеуказанные составляющие цифрового технического регулирования (ЦТР), а также интерфейсы программных приложений для подключения к проекту внешних сервисов3.
Формирование цифровой технологической платформы с использованием общих моделей данных и единой системы нормативно-справочной информации имеет большое значение для развития интегрированной информационной системы ЕАЭС4.
Усиленное развитие информационных систем государств-членов происходит в настоящее время на всех приоритетных направлениях. К основным задачам при создании единой информационной системы необходимо отнести формирование базы нормативно-справочной информации. При этом важно обеспечить взаимодействие создаваемой платформы с информационной системой ЕАЭС и интегрированными с ней системами государств-членов, возможность подключения внешних ресурсов, в т. ч. национальных информационных систем в области технического регулирования, аккредитации и стандартизации.
Отдельными участниками системы оценки соответствия, в частности Российской Федерацией, на национальном уровне ЦТ в сфере технического регулирования уже проводится. Как и в любой другой отрасли, она сопровождается множеством процессов, каждый из которых имеет свой порядок, структуру и правила.
Цифровая платформа технического регулирования
Одним из эффективных инструментов ЦТ является разработка и использование цифровых платформ, так как на их базе происходит консолидация интеллектуальных, технических, производственных ресурсов организаций для решения разноуровневых задач региона, отрасли, государства.
Цифровая платформа — особая автоматизированная информационная система, которая позволяет широкому кругу лиц посредством интернет-технологий решать свои технологические или функциональные задачи, а также принимать участие в формировании банка данных и пользоваться его возможностями. Таким образом участники (пользователи) не только получают выгоду, но и повышают уровень эффективного взаимодействия внутри платформы и ее полезность.
Примером действующей цифровой платформы служит Федеральная государственная информационная система в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации), предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи документов и информации, взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертных организаций с национальным органом по аккредитации5.
Функционирование и развитие ФГИС Росаккредитации и доступ к ней обеспечивает подведомственное национальному органу по аккредитации ФАУ НИА, которое является центром исследовательской, аналитической и методической работы, а также экспертной организацией в области аккредитации.
Изначально ФГИС Росаккредитации предназначалась для автоматизации процессов в сфере аккредитации, однако по мере развития с ее помощью стало возможным решать ряд задач в сфере технического регулирования и оценки соответствия, что позволяет обслуживать более широкие потребности пользователей.
ФГИС Росаккредитации сегодня используется как открытая, общедоступная инфраструктура, обеспечивающая прозрачность в сфере оценки соответствия и аккредитации, облегчающая взаимодействие между различными потребителями услуг в сфере оценки соответствия и позволяющая сориентироваться в выборе делового партнера.
Весомая аналитическая база, многолетний практический опыт, высокий уровень компетентности специалистов, уникальная собственная библиотека нормативно-справочной информации позволили ФАУ НИА принять участие в разработке методологии ЦТ в качестве члена консорциума, созданного для решения задач цифровой трансформации в рамках ЕАЭС.
Методология создания ЦТР
Коллегией ЕЭК решается задача по реализации проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза», предусматривающая создание наднациональной системы, обеспечивающей функционирование базовых цифровых сервисов. Они позволят ускорить и упростить процедуры изменения перечня объектов и формирования требований к ним, а также выбора необходимого комплекта документов, которыми эти требования будут установлены, что в итоге повысит эффективность оценки соответствия и укрепит доверие к ней со стороны государств — членов Союза и общества в целом.
Для внешнего пользователя системы ЦТР наиболее интересен сервис, который позволит получить полный набор данных о продукции, включающий сведения об обязательных требованиях, установленных к данной продукции в сфере технического регулирования, в т. ч. пул регламентирующих обращение продукции документов (ТР, стандарты) и оцифрованные данные из технических регламентов.
ФАУ НИА принимало участие в разработке методологии наднационального компонента — технологической платформы, на которой должны быть реализованы вышеуказанные сервисы ЦТР и разработаны интерфейсы программных приложений для подключения к проекту внешних сервисов, в следующих направлениях:
– формирование системы нормативно-справочной информации как собственного ресурса системы цифрового технического регулирования (далее — Системы ЦТР6) ЕАЭС;
– идентификация продукции как неотъемлемой части Системы ЦТР, обеспечивающей дальнейшую корректную работу сервисов.
Нормативно-справочная информация
Подробный анализ существующей базы нормативно-справочной информации (НСИ), входящей в состав ресурсов Единой системы НСИ ЕАЭС7, справочных систем государств-членов, применительно к задачам проекта показал, что для решения задач ЦТР необходимо создание собственной системы НСИ (рис. 1). При этом система НСИ ЦТР должна стать инструментом, не только методически обеспечивающим реализацию сервисов Системы ЦТР, но и позволяющим осуществлять информационное взаимодействие с единой системой НСИ ЕАЭС, государственными (национальными) информационными ресурсами.
Рис. 1. Анализ существующих классификаторов продукции на предмет возможности использования в системе ЦТР
На основании целей и задач проекта определена и описана общая структура системы НСИ ЦТР (рис. 2). Описана методология разработки, наполнения и требований к НСИ ЦТР справочников, смоделирован набор справочников и классификаторов, ответственный за функционирование системы НСИ ЦТР, в частности для обеспечения реализации базовых сервисов.
Рис. 2. НСИ ЦТР
Определены принципы управления системой НСИ ЦТР:
• обязательность использования;
• целостность (автономность, независимость);
• централизованность (единое управление справочными данными);
• актуальность (своевременное обновление);
• согласованность (отсутствие конфликтов внутри);
• точность (достоверность);
• бесшовность (беспрепятственный информационный обмен в системе).
Для обеспечения работы НСИ могут использоваться уже имеющиеся в составе ресурсов ЕАЭС справочники и классификаторы, например: «Справочник субъектов права», «Классификатор стран мира», «Классификатор единиц измерения и счета Евразийского экономического союза», «Классификатор метрологических характеристик», «Перечень технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)», «Классификатор видов документов об оценке соответствия» и др.
В систему могут быть включены другие справочники и классификаторы, используемые на наднациональном уровне. В качестве примера приведем классификатор «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», который применяется для осуществления государственного регулирования экспорта и импорта товаров в ЕАЭС и должен стать одним из базовых справочников НСИ сервисов Системы. Кроме того, он необходим при осуществлении информационного взаимодействия и информационного обмена ЦТР как внутри системы, так и с внешними ресурсами, поскольку является единственным в настоящее время классификатором товаров Союза.
При этом в составе НСИ ЦТР могут быть использованы справочники/классификаторы государств — членов ЕАЭС, применимые в сфере технического регулирования. Информация о них поддерживается в системе путем автоматизированного информационного обмена с внешними ресурсами.
В соответствии с разработанной моделью основная масса системы НСИ ЦТР представлена как специализированные внутренние локальные справочники, предназначенные для эффективного функционирования цифровой платформы, включая значимые для пользователей сервисы Системы ЦТР. Такие справочники/классификаторы имеют ограниченное применение и могут быть использованы только в рамках Системы ЦТР. Централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволит поддерживать полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов.
Одним из ключевых результатов подготовки проекта ЦТР обозначена разработка методологии цифровой трансформации, в частности выбор классификатора (классификаторов) продукции в качестве целевой системы идентификации. Эта задача связана с созданием методологии идентификации продукции в цифровой среде.
Задача эта очень важная и осложнена отсутствием единого принятого методологического подхода к идентификации продукции в целях технического регулирования, который можно было бы перевести на цифровые рельсы, а также универсального полного классификатора продукции. Нечеткость терминологии и недостаточная прозрачность процедур идентификации продукции приводит к повышению риска неверной идентификации, а вследствие этого — недостаточно обоснованного выбора форм и схем оценки соответствия, определения пакета документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, что в итоге влияет на уровень подтвержденной безопасности. В то же время в цифровой системе предоставление полного набора данных о продукции немыслимо без ее предварительной качественной идентификации.
Идентификация продукции
На текущий момент в сфере технического регулирования сведения о продукции, к которой предъявляются обязательные для соблюдения требования, рассредоточены в различных документах: международных договорах и актах, составляющих право ЕАЭС, технических регламентах Союза, международных и национальных стандартах, применяемых на добровольной основе для соблюдения требований ТР, международных справочниках, межгосударственных классификаторах, классификаторах единой системы НСИ ЕАЭС, национальных классификаторах и нормативных правовых актах государств-членов.
Помимо того, что сведения разрозненны, они еще и сегментированы в зависимости от назначения документа и не дают целостного представления о полной номенклатуре продукции, на которую распространяются обязательные требования, в привязке к устанавливающим их документам по техническому регулированию. Отсутствует четкая связь между различными справочниками. Также на территории ЕАЭС нет специфического классификатора, используемого в сфере технического регулирования. В связи с этим необходимо создание собственного ресурса для идентификации продукции в сфере технического регулирования, который обеспечит поддержку и развитие цифрового пространства, сопоставимость и прослеживаемость информации.
Идентификация в Системе ЦТР является ключевым сценарием для получения адресных сведений системы технического регулирования конечным пользователем и имеет свои особенности. Так, для перевода рабочих процессов в цифровой формат необходимо определить принципы и этапы идентификации продукции, а в целях обеспечения корректной работы сервисов выбрать целевой классификатор, учитывающий все ее разнообразие.
«Идентификация продукции — процедура отнесения продукции к области применения технического регламента Союза и установления соответствия технической документации на данную продукцию»8. Данное определение не имеет концептуальных расхождений с установленным в ГОСТ Р 51293–20229. Идентификация продукции проводится в целях:
• отнесения к объектам технического регулирования;
• подтверждения соответствия установленным требованиям;
• установления соответствия технической документации образцу и (или) описанию.
В системе ЦТР идентификация трактуется более широко и проводится поэтапно в целях:
• отнесения объекта к Единому перечню продукции, в отношении которой установлены обязательные требования10;
• определения типа регулирующих документов, устанавливающих обязательные требования к продукции;
• установления принадлежности продукции к сфере технического регулирования;
• установления ТР, в сферу регулирования которого продукция входит;
• определения идентификационных признаков и свойств (назначение, внешний вид, показатели) для более детальной идентификации с целью получения полного набора данных о продукции (требований, стандартов, возможных форм и схем оценки соответствия и т. д.).
Качество идентификации зависит не только от структуры внутреннего идентификатора продукции, но и от алгоритма обучения системы, обеспечивающего более точную идентификацию.
Обоснование этапов идентификации явилось предпосылкой для разработки отдельного цифрового инструмента — внутреннего идентификатора продукции, главной задачей которого является создание формализованных связей между различными типами данных, полученных из ряда источников.
Подробный анализ существующих классификаторов продукции позволил понять, что целесообразно разработать отдельный цифровой классификатор (идентификатор) продукции для выполнения задач, связанных с качественной работой сервисов, приспособленный к работе именно в сфере технического регулирования. Такой классификатор должен быть включен в систему НСИ ЦТР и способен интегрироваться как с внутренними, так и внешними классификаторами, такими как Единая Товарная номенклатура, национальными классификаторами продукции (в России — ОКПД 2) и др. При разработке методологии идентификации классификатор ввиду его особенностей был обозначен как внутренний идентификатор продукции, приведено методологическое обоснование и целесообразность его разработки, определены его структура и состав.
Обобщенная методология идентификации обеспечивает возможность ее трансформации и адаптации к изменению внешних запросов пользователей в рамках принятой в Проекте ЦТР цифровой парадигмы. Корректность идентификации зависит не только от структуры внутреннего идентификатора продукции, но и от качества выстроенных в системе бизнес-процессов, от алгоритма обучения системы, обеспечивающего более точную идентификацию.
Резюме
Эффективность процедур подтверждения соответствия напрямую связана с созданием единой цифровой среды, используемой на территории ЕАЭС. Последнее позволит обеспечить согласованность работы государств — членов Союза в сфере технического регулирования за счет взаимодействия с системой ЦТР, в том числе благодаря унификации подходов к идентификации продукции. Этому, а также созданию единой базы нормативно-справочной информации было уделено особое внимание при разработке методических основ цифровой трансформации.
1Решение Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63 «О реализации проекта “Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза”».
2Паспорт проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического Союза» утвержден Решением Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63.
3Верхнеуровневый план мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» утвержден Решением Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63.
4Решение Коллегии ЕЭК от 06.09.2022 г. № 125 «О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза».
5П. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
6Система ЦТР — совокупность программных решений, реализуемых в рамках проекта, включающая в себя наднациональный компонент, сервисы наднационального компонента, пользовательский интерфейс.
7Более подробно по ссылке QR-кода в начале статьи.
8Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) вступил в силу с 03.04.2023 г.
9ГОСТ Р 51293–2022 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей подтверждения соответствия» введен в действие Приказом Росстандарта от 06.05.2022 г. № 276-ст.
10Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».