Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по аккредитации Назарием Скрыпником

14.02.2024 Новости технического регулирования

Обсуждались итоги работы службы за прошедший период, в том числе реализация механизма упрощённого декларирования товаров, работа с электронными площадками, а также поддержка экспортно ориентированного бизнеса.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Назарий Викторович!

Вы отвечаете за безопасность товаров и приборов, которые приобретают наши потребители.

С Росаккредитацией взаимодействуют практически все федеральные органы исполнительной власти, компании, импортёры.

Весной 2022 года было принято решение об упрощённом декларировании товаров, которое позволило быстрее адаптироваться к новым условиям на рынке.

Насколько эффективным оказался этот механизм? И что было сделано вашей службой за прошлый год?

Н.Скрыпник: Уважаемый Михаил Владимирович!

Под эгидой Росаккредитации работает более 9 тыс. испытательных центров, органов по сертификации продукции и иных организаций. Вся их деятельность направлена на оценку товаров, их испытания и проверки на предмет безопасности. Мы фиксируем в своих системах 300 сертификатов, 4 тыс. деклараций и 56 тыс. протоколов испытаний в сутки. Ежегодно служба оказывает 5–7 тыс. услуг, и за каждой услугой фактически стоит предприниматель, который ожидает получения разрешительного документа, чтобы поскорее начать оказание своих услуг.

Служба системно работает над сокращением сроков предоставления государственных услуг. Так, в частности, все ключевые услуги выведены на ЕПГУ. 96% услуг оказывается с использованием видеосвязи. Только за прошлый год сроки сократились на 15%, а за предыдущие четыре года – в три раза.

Благодаря видеосвязи за прошлый год заявители сэкономили 200 млн рублей, а за предшествующие три года – 600 млн рублей. Повысилась и объективность принятия решений. Видеозаписи хранятся и пересматриваются.

Также предпринимателям важно знать статус действия сертификата. Будь то поставка строительных смесей либо детских товаров в розницу, всегда этому предшествует проверка сертификата на предмет его действия. И предприниматели принимают решение о выводе товаров на рынок либо вообще о начале деятельности.

В ноябре 2023 года Росаккредитация совместно с компаниями – поставщиками программного обеспечения для управления предприятиями начала обмен данными о статусе сертификатов.

В прошедшем месяце предприниматели в основном обращали внимание на детские товары, медицинские изделия, пищевую продукцию. В сутки мы видим 12 тыс. запросов по данному механизму. Думаю, он эффективен и будет действовать.

В контексте импорта прежде всего хочу сказать, что Росаккредитация является ключевым поставщиком данных для Федеральной таможенной службы. Ни один товар не может попасть в Россию без действующего сертификата. Таможня сделала в прошлом году 5 млн запросов в реестр Росаккредитации. Поэтому нам крайне важно, чтобы запросы отрабатывались быстро, вовремя и круглосуточно. Назову несколько цифр.

Если на нашей прошлой встрече я говорил о среднем сроке ответа 18 секунд в 2022 году, то сейчас этот срок стал 10 секунд. А по 10% запросов он менее 3 секунд.

Относительно упрощённого механизма декларирования, который был введён весной 2022 года в ответ на санкции в отношении нашей страны. Действовавшие уже на тот момент санкции ограничили возможность для ряда предпринимателей привозить товары для испытаний из‑за границы, что могло существенно удлинить сроки сертифицирования либо вообще сделать невозможным импорт отдельных товаров. В ответ на это Минэкономразвития совместно с Росаккредитацией разработало механизм упрощённого декларирования. Его суть в том, что можно вместо протокола российской лаборатории использовать протокол иностранной лаборатории и отбирать товар не обязательно на производстве за границей, а можно и из партии. Мера заработала. И если в июне 2022 года я докладывал Вам о 3 тыс. деклараций, то сейчас наша система зафиксировала уже более 140 тыс. таких деклараций. И, что важно, ими в значительной мере пользуются представители малого и среднего бизнеса.

М.Мишустин: Взаимодействие бизнеса с вашей службой должно быть максимально эффективным. И здесь на первом месте стоит безопасность людей, тех, кто использует приобретаемую продукцию, которая подлежит соответствующим проверкам.

Что ещё очень важно? В настоящее время электронная система торговли развивается значительно. И всё больше и больше торговля осуществляется в интернете, через соответствующие маркетплейсы, электронные площадки.

Здесь всё немного сложнее. Поскольку это налагает особые требования, в том числе и на тех, кто предоставляет такие услуги. Расскажите, как вы работаете с такими площадками.

Н.Скрыпник: Михаил Владимирович, сертификат, подтверждающий безопасность товара, является ключевой ценностью работы Росаккредитации. Чем раньше мы выявляем сертификат с нарушениями, тем меньше, например, вероятность того, что небезопасная игрушка попадёт в руки ребёнку. И в июне прошлого года мы запустили проект ежедневного мониторинга за соблюдением требований при сертификации продукции, чтобы не дать возможности небезопасным импортным товарам пересечь границу либо небезопасным российским товарам попасть на полки магазинов.

Начинали с наиболее чувствительных категорий товаров: детская одежда, обувь, игрушки, автокресла. И в первую очередь проверяли полноту испытаний. Что это значит? Все ли проверки прошёл товар в испытательном центре, прежде чем будет сделан вывод, что товар безопасен. Так, по детской одежде зачастую не проводились испытания на воздухопроницаемость, интенсивность запаха, устойчивость окраски. Если выявляли такие нарушения, то сертификат приостанавливался – товар не попадал в розницу до тех пор, пока мы не принимали окончательного решения о законности сертификата.

За шесть месяцев прошлого года проверили 37 тыс. сертификатов. Обобщили практику по нарушениям, довели до бизнеса, и за последующие полтора месяца количество нарушений в таких категориях, как детская мебель и детские автокресла, сократилось в пять раз. А сейчас мы не фиксируем ряд нарушений вообще. При этом неоднократное выявление незаконно оформленного сертификата является индикатором, по которому мы можем начать проверку.

В целом в службе за прошлый год сократилось количество проверок на 40% по отношению к 2022 году. Я вижу, что этот механизм достаточно эффективен. И сейчас мы работаем над его автоматизацией, чтобы исключить человеческий фактор и сократить сроки.

Второе направление, особо важное, касающееся торговых интернет-площадок, – мы видим явный запрос со стороны граждан на информированность при покупке товаров в интернете.

На прошлой встрече, Михаил Владимирович, я Вам докладывал о нашем проекте по обмену данными с интернет-площадками. Его суть проста. Например, мама хочет приобрести ребёнку игрушку в интернете и видит живую ссылку с надписью «товар проверен». Нажав её, она попадает в реестр Росаккредитации и убеждается, что сертификат есть.

Тогда, в июне 2022 года, миллион товаров имели такую ссылку в интернете, а сейчас их уже порядка 17 млн.

И второе изменение – это то, что один из маркетплейсов внедрил ссылку в приложение на телефоне (ключевое количество покупок совершается именно с телефона). При этом граждане не просто отдают предпочтение таким товарам, но и оставляют комментарии по другим товарам: а где же ссылка на реестр Росаккредитации, на сертификат? Я думаю, что наши усилия приведут к тому, что покупатели будут не только осознанно выбирать товары, но и смогут быть уверенными в том, что они безопасны.

М.Мишустин: Российский экспорт на сегодняшний день достаточно серьёзно развивается. Наши производители выходят на иностранные рынки, особенно это активно разворачивается в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Конечно, непросто занимать те или иные ниши, но наши качественные товары в целом хорошо известны в мире. У каждой страны, естественно, есть свои требования к продукции, к аккредитации. Как ваша служба помогает российскому экспортно ориентированному бизнесу, особенно производящему товары с высокой добавленной стоимостью, адаптироваться на внешних рынках? Каким образом вы эту работу строите?

Н.Скрыпник: Михаил Владимирович, в 2022 году в беседе с экспортёрами, которые отправляют за рубеж товары, прежде всего продовольственные, мы услышали запрос на снижение нагрузки по разрешительным документам. Бóльшая часть стран-импортёров – это мусульманские государства, и ни один продовольственный товар, будь то мясо птицы или кондитерские изделия, не может быть поставлен в эти государства без предъявления сертификата соответствия требованиям халяль. Халяль – это особые требования ислама, прежде всего к производству продовольственной продукции. До 2023 года экспортёры вынуждены были обращаться к зарубежным органам по сертификации халяль либо к не аккредитованным Росаккредитацией организациям, что было долго и дорого. В 2023 году при поддержке Минэка мы провели переговоры с органом по аккредитации халяль стран Персидского залива. И договорились об одной ключевой вещи – о возможности совместной аккредитации органов по сертификации халяль в России. Это значит, что сертификаты российского органа будут приниматься при экспорте товаров в эти страны. Такая договорённость достигнута впервые. В октябре прошлого года мы аккредитовали первый орган по сертификации халяль на базе Роскачества, и в декабре произошли реальные отгрузки российской продукции в портах этих стран, например, в Объединённых Арабских Эмиратах – 29 тыс. т масла, в Саудовской Аравии – кондитерские изделия, 200 т. И в планах у нас на 2024 год вести аналогичную работу с Малайзией, Индонезией и Турцией.

М.Мишустин: Российские экспортёры благодаря качеству своей продукции занимают достаточно прочные позиции во многих отраслях – от машиностроения до сельского хозяйства. И именно качество должно оставаться в центре внимания Росаккредитации. Чтобы надпись «Сделано в России» была синонимом слов «качественно, удобно, надёжно».

Источник: Правительство России

 

 


Поделиться:







Подписка на новости