Результаты реализации Программы совместных действий стран Евразийского экономического союза по защите прав потребителей и перспективы развития евразийской интеграции в этом направлении рассмотрены 16 мая на заседании Консультативного комитета государств ЕАЭС по вопросам защиты прав потребителей под председательством министра по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валентина Татарицкого.
Министр ЕЭК подчеркнул важность определения приоритетов совместной работы стран Союза до 2030 года, среди которых особое внимание должно быть уделено укреплению доверия населения к государственным и общественным институтам защиты прав потребителей в условиях развития цифровизации, внедрения инновационных технологий и интеллектуальных сервисов в сферах торговли и услуг.
Члены Консультативного комитета подчеркнули значимость обмена мнениями и опытом на отраслевой сессии VI Евразийского цифрового форума, который состоится в рамках программы XXX международного форума по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО-2024 в Минске 5-8 июня нынешнего года.
Комиссия представила анализ законодательства стран ЕАЭС и права Союза, который выявил, что механизм учета интересов потребителей недостаточно развит и не регламентирован. В связи с этим члены Консультативного комитета предложили организовать диалог «потребитель-предприниматель» в рамках Делового совета ЕАЭС, а также развивать процедуры оценки последствий вводимого регулирования для учета интересов потребителей.
Следующим шагом к формированию механизмов учета интересов потребителей станет выработка предложений по совершенствованию процедур разработки проектов нормативных актов, касающихся интересов потребителей.
В ходе заседания обсужден доклад о реализации в странах ЕАЭС прав граждан на послепродажное обслуживание технически сложных товаров. Рассмотрены риски потребителей, связанные с ненадлежащим постгарантийным обслуживанием, а также перспективы установления требований к услугам по эксплуатации технически сложных товаров.
Отмечено, что потребители сталкиваются с общей для всех союзных стран проблемой недобросовестного поведения продавцов и сервисных центров, которые навязывают дополнительные услуги, а также недостаточной информированностью граждан в этой области.
Обсуждены различия механизмов защиты прав потребителей при покупке в странах ЕАЭС некачественных товаров.
Для минимизации выявленных различий и обеспечения равных условий защиты прав потребителей при приобретении технически сложных товаров, Консультативный комитет инициировал подготовку соответствующей рекомендации Комиссии для стран Союза.
Источник: Евразийская экономическая комиссия