«Стандарты и качество», май 2024
Автор(ы): Наталья БЫКОВА
Федеральная служба по аккредитации совместно с Минэкономразвития России провела итоговое заседание коллегии Росаккредитации. Участники подвели итоги работы ведомства за последние четыре года, обозначили цели развития на 2024 г. и среднесрочную перспективу, обсудили вопросы межведомственного взаимодействия и основные направления деятельности обновленного Общественного совета.
С ключевыми докладами выступили министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. Их дополнили отзывы о совместной работе коллег из федеральных ведомств, парламентариев, представителей бизнеса, с которыми у Росаккредации сложилось конструктивное сотрудничество.
Максим Решетников отметил, что в тяжелые годы пандемии и санкций Росаккредитация оперативно встраивалась в решение задач по поддержке экономики, которые были поставлены президентом. Служба донастроила внешние и внутренние процессы, упростила взаимодействие с бизнесом, экспертами по аккредитации, гражданами, запустила новые механизмы и сервисы. Цели, которые ставились более 10 лет назад, когда ведомство только создавалось, достигнуты.
РОСАККРЕДИТАЦИЯ СЕГОДНЯ
Сегодня Росаккредитация — один из ключевых элементов в системе обеспечения безопасности и качества продукции1 (рис. 1). На данный момент система объединяет 9300 аккредитованных лиц — только в этом году в нее вошли свыше 200 органов по классификации гостиниц.
Рис. 1. Национальная система аккредитации
Через аккредитованные Службой лаборатории и органы по сертификации проходят испытания 80% всех товаров, отечественных и импортных, а это 14 млн испытаний в год. С 2020 г. доля сертификации российской продукции увеличилась на треть — с 30 до 40%. Количество испытаний продукции для нефтегазовой и добывающей отраслей выросло на 20%, детских игрушек — на 66%, товаров легкой промышленности — более чем на 100%. Это показатель развития экономики предложения, о которой говорил президент.
Назарий Скрыпник, руководитель Росаккредитации
— Федеральная служба по аккредитации провела масштабную работу, направленную на укрепление международных связей и обеспечение признания результатов аккредитации российских органов по сертификации за рубежом. Как текущая геополитическая ситуация отразится на взаимодействии с международными организациями, на результатах следующего аудита?
— Росаккредитация является членом Азиатско-Тихоокеанского объединения по аккредитации (APAC), Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), а также подписантом региональной Договоренности о взаимном признании APAC MRA и глобальной Договоренности о взаимном признании ILAC MRA.
Успешное прохождение периодического аудита со стороны APAC в 2021 г. позволило подтвердить и расширить область международного признания национальной системы аккредитации, которая на текущий момент включает аккредитацию испытательных и калибровочных лабораторий, органов инспекции, провайдеров проверки квалификации, органов по сертификации продукции, органов по сертификации систем менеджмента качества и систем менеджмента безопасности пищевой продукции.
Очередная периодическая оценка Росаккредитации со стороны APAC запланирована на III квартал 2024 г. Служба к ней готовится. В числе перспективных направлений для расширения области взаимного признания мы видим органы по валидации и верификации парниковых газов и медицинские лаборатории.
В совокупности Росаккредитация оказывает порядка 7 тыс. государственных услуг в год, ежедневная нагрузка на информационную систему — 60 тыс. протоколов испытаний, 320 сертификатов, около 4 тыс. деклараций. За каждой услугой стоит желание бизнеса открыть испытательный центр, орган по сертификации, классификации гостиниц, инспекции. Поэтому одна из первоочередных задач ведомства — максимально сократить сроки ожидания.
Росаккредитация прошла большой путь: закуплено новое оборудование, программное обеспечение. Сейчас это одно из самых цифровых ведомств в стране. Служба обеспечила переход на реестровую модель, отменила бумажные аттестаты аккредитации, ввела онлайн-проверки и удаленные оценки. Ряд основных услуг переведен на ЕПГУ2, 96% оказывается по видеосвязи. При возникновении спорных вопросов все процессы отсматриваются в записи. Таким образом за несколько лет срок исполнения услуги удалось сократить со 100—120 рабочих дней до 42. В текущем году новая цель — 38 рабочих дней. Система цифрового контроля также позволяет повышать прозрачность и качество оказания госуслуг.
Ключевой ценностью Росаккредитации является наличие в системе сертификатов, выданных с соблюдением всех требований законодательства (рис. 2). Анализ показал, что зарубежный товар пересекает границу, а значит, может попасть к потребителю через 6—7 дней после выпуска сертификата, отечественный — еще быстрее. Поэтому был определен KPI — один день на проверку сертификата. При выявлении нарушений действие документа приостанавливается до момента, пока орган по сертификации или заявитель не докажет обоснованность выдачи. С июня прошлого года проверено свыше 37 тыс. сертификатов. Сервис развивается: повышается уровень автоматизации, добавляются новые критерии. На сегодняшний день данными из реестров Росаккредитации пользуются более 20 федеральных ведомств и 150 региональных органов власти.
Рис. 2. Ежедневный мониторинг нарушений при регистрации сертификатов
Важный сектор российской экономики — агропромышленный комплекс: в обороте товарной продукции 48% занимают пищевые продукты, в экспорте преодолен барьер в 45 млрд долл., за последние пять лет значительно сократился импорт — на 1,5 млрд долл.3 Отрасль выполняет требования Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по основным видам продуктов питания. В этих условиях остро встает вопрос повышения качества пищевых, в т.ч. импортируемых продуктов. Росаккредитация активно работает в данном направлении.
Показательный пример — мероприятия ведомства по противодействию незаконному обороту на рынке питьевой воды. Благодаря внедрению цифровых инструментов удалось бесконтактно оценить качество документов о соответствии и выявить недобросовестных производителей. По итогам проверки, инициированной Советом Федерации, Служба приостановила действие 104 деклараций. Реализованные совместно с цифровой маркировкой меры позволили увеличить легальный оборот на 46%, снизить оборот продукции с нарушением требований сертификации на 78%.
Не менее значимый для российского потребителя сегмент — промышленное садоводство. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации самообеспеченность фруктами должна составлять 60%, а на сегодняшний день это лишь 43%. В условиях, когда на рынок поступают большие объемы фруктов из-за рубежа, обеспечение их качества и безопасности становится приоритетной задачей государства. В результате проведенных проверок Росаккредитация из-за выявленных нарушений приостановила действие 50 деклараций соответствия на импортную продукцию. Это эффективная мера, позволяющая предотвратить приток в страну продуктов низкого качества.
Сейчас в России формируется новый рынок — органической продукции. Наше неоспоримое преимущество — огромный резерв сельхозземель, которые не эксплуатировались последние 30 лет и могут быть использованы для органического производства. Росаккредитация должна подключиться к развитию данного сектора, тогда оно пойдет в правильном направлении. То же самое относится и к ряду других ключевых позиций, в частности к такой важной товарной группе, как мед, по экспорту которого наша страна долгое время входила в число мировых лидеров. Сейчас же из-за отсутствия четких качественных характеристик этого традиционного русского продукта она опустилась на 39-е место. Росаккредитация в данном вопросе тесно взаимодействует с парламентом России, что позволяет повышать эффективность контрольных мероприятий.
СОТРУДНИЧЕСТВО С БИЗНЕСОМ
В период пандемии Росаккредитация внесла серьезный вклад в адаптацию экономики и реализацию ее структурных изменений. Ведомство помогло бизнесу снизить издержки при взаимодействии с государством. В 2020 г. для аккредитованных лиц были перенесены сроки подтверждения компетентности, для экспертов — сроки аттестации, выездная оценка переведена в дистанционный формат. Внедрение данных инструментов позволило в течение трех лет сократить расходы предприятий на 600 млн руб.
В период санкций, когда западные компании активно уходили с российского внутреннего рынка, была разработана упрощенная система декларирования — мера, позволившая перенастроить импорт и обеспечить страну необходимыми товарами повседневного спроса. Во ФГИС Росаккредитации внедрили новый модуль. Теперь в качестве доказательств можно прикладывать протоколы как российских, так и иностранных лабораторий, отбирать товар для испытаний не только на производстве, но и из партии. Модуль реализовали за 10 дней, через два дня появилась первая упрощенная декларация. Система заработала и сейчас фиксирует в сутки от 400 до 700 деклараций, выданных по данной модели. Всего зарегистрировано более 168 тыс. упрощенных деклараций, из них около 46 тыс. действуют сейчас. Примерно 95% пользователей этой меры поддержки — представители малого и среднего бизнеса, в т.ч. производственные компании. Новый механизм позволил отечественным предприятиям сэкономить свыше 3 млрд руб.
Росаккредитация помогает российским экспортерам перенастроить логистику и выйти на новые рынки. В основном это страны, где требуется сертификация халяль. Есть две глобальные системы — стандарты GSO (арабские государства) и стандарты SMIC (страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки). Переговоры с органом по аккредитации государств Персидского залива, который объединяет Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, шли полтора года. Росстандарт утвердил национальные стандарты по единым требованиям и процессам производства пищевой продукции халяль, общим терминам и определениям продукции и услуг халяль. Зарегистрированы официальные переводы 17 международных стандартов Орга-низации исламского сотрудничества (OIC) — Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC). Подписано соглашение, и первые результаты уже есть: в октябре прошлого года в России аккредитовали орган по сертификации продукции халяль, на март 2024 г. выдан 21 сертификат, 16 находятся в стадии подготовки (рис. 3). Следующий этап — выстроить сотрудничество с Турцией, Малайзией, Индонезией и другими странами, к которым отечественный бизнес проявляет интерес.
Рис. 3. Признание российских сертификатов халяль в странах Персидского залива
Перспективное направление — сотрудничество с маркетплейсами. На сайтах ведущих маркетплейсов России Росаккредитация запустила сервис проверки продукции: продавец в описании к товару размещает живую ссылку на реестр Росаккредитации, пройдя по которой, покупатель может убедиться, что сертификат действует (а значит, товар надлежащего качества и безопасен). Система развивается. За полтора года число товаров с такими ссылками увеличилось с 1 до 19 млн. Ozon первый реализовал программу в приложении для телефонов. Задача на ближайшее будущее — тиражировать данный сервис, в т.ч. на площадки, где размещаются уже вышедшие в оборот товары, внедрять в мобильные приложения, поскольку это эффективный и необременительный для предпринимателей элемент контроля.
Прорывная разработка для бизнеса — совместный проект Росаккредитации с партнерами из 1С. Это вкладка, которая мониторит сертификаты и декларации и уведомляет о прекращении срока их действия (рис. 4).
Рис. 4. Интеграция в экосистему 1С
В декабре, когда система начала работать, поступало порядка 10 тыс. запросов в месяц, сейчас — до 50 тыс. Топ-3 — продукты питания, медицинские товары, товары для детей. Учитывая динамику, в ближайшее время это число может увеличиться до 500—600 тыс. запросов в месяц.
Итогом последовательной позиции ведомства в отношении предпринимательства стал рост инвестиционной активности. Бизнес начал вкладывать средства в развитие лабораторий: за три года количество оборудования увеличилось на треть — с 1 млн до 1 млн 600 единиц, серьезно возросло число самих лабораторий, расширился спектр их деятельности. Это значит, что усилился и реальный контроль продукции, которая обращается на рынке.
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Пример наиболее эффективного межведомственного взаимодействия в системе федеральных органов — сотрудничество Росаккредитации с Федеральной таможенной службой (ФТС России) в сфере контроля соблюдения обязательных требований к ввозимой продукции.
Приоритетная задача ФТС России — обеспечить бесперебойность поставок стратегически важных и социально значимых товаров, и здесь ключевым моментом является скорость и транспарентность совершения таможенных и контрольных мероприятий. Основным поставщиком данных для таможенных органов является Росаккредитация, т.к. более 50% всех импортных поставок сегодня подпадает под действие норм технического регулирования.
Совместными усилиями ФТС России и Службы внедрены технологии автоматического выпуска — проведение всех контрольных мероприятий в автоматическом режиме без участия должностных лиц, что сокращает время их совершения фактически до нескольких минут. Применение технологий автоматического выпуска обеспечивается за счет обмена данными с Росаккредитацией по системе межведомственного взаимодействия. Только за прошлый год в Службу поступило порядка 5 млн запросов на проверку достоверности сертификатов и деклараций соответствия, уровень результативности составил 97,5%. И если в 2020 г. сервис обрабатывал запрос за 30 с, то сейчас это уже 10 с.
Оперативный обмен данными позволяет бороться с недобросовестностью отдельных аккредитованных органов по сертификации и лабораторий, минимизировать поступление товаров с разрешительными документами, напрямую не относящимися к ввозимой продукции и имеющими признаки небезопасности для жизни и здоровья граждан.
Появляются новые типы аккредитованных лиц, например — органы по валидации и верификации парниковых газов как ответ на запросы государства и бизнеса при реализации климатических проектов. Служба уже аккредитовала 18 таких организаций, они проверили на соответствие заявленным требованиям 19 проектов. Постепенно планируется перейти к процессу верификации отчетов: сначала по выбросу парниковых газов, потом по углеродному следу продукции. Сейчас это обсуждается с бизнесом. Расширяются функции Службы по вневедомственной аккредитации разных систем. В августе 2023 г. указом президента ей переданы полномочия по ведению реестра классифицированных объектов, в который входят гостиницы и иные средства размещения.
В связи с ростом популярности внутреннего туризма правительство поддерживает развитие номерного фонда. Стране нужны качественные и безопасные гостиницы и отели. Задача Службы — пересмотреть процедуру классификации: с одной стороны, упростить, а с другой — уйти от практики торговли документами, которая, к сожалению, встречается. Для этого необходимо зафиксировать все средства размещения и включить их в реестр классифицированных объектов. Планируется внедрить новые требования к организациям — классификаторам и экспертам, т.е. обеспечить переход к персональной ответственности. Важно и наличие доступных сервисов для получения достоверной информации о гостиницах для жителей России и ее гостей. С этой целью реестр Росаккредитации будет интегрирован с платформами по бронированию.
Марина Блудян, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», председатель Общественного совета при Росаккредитации
— В конце февраля прошло заседание Общественного совета при Росаккредитации, на котором вас единогласно избрали председателем. Какие из стоящих перед Советом задач вы считаете приоритетными?
— Сегодня перед отечественной промышленностью, перед всем российским бизнесом стоит одна глобальная цель — по возможности сохранить присутствие на рынках недружественных государств и одновременно выйти на новые рынки.
За последние 20 лет в этом направлении проделана колоссальная работа и достигнуты впечатляющие результаты, платформой для которых стали глобальная реформа технического регулирования
и Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации»4. В конце 2021 г. Россия уже входила в число лидеров международной технологической интеграции.
Ключевая функция Росаккредитации — обеспечение признания результатов российских органов по подтверждению соответствия за рубежом. Присоединение в 2017 г. Службы к Договоренности APLAC MRA стало важной вехой интеграции в мировое сообщество. Россия, в отличие от многих стран, например Болгарии или Мексики, добилась признания результатов аккредитации российских испытательных лабораторий, следующий шаг — признание результатов некоторых других типов аккредитованных лиц.
Думаю, нам удастся направить совместные усилия Общественного совета и Росаккредитации на снятие этого барьера, особенно на новых рынках, в т.ч. путем заключения межгосударственных соглашений, соглашений с национальными органами по аккредитации. Надеюсь, что уже через два-три года мы сможем значительно упростить жизнь отечественному бизнесу, в т.ч. за счет сокращения трат на прохождение оценки соответствия за рубежом.
— В 2025 г. Росаккредитация должна пройти очередной международный аудит. Повлияет ли сложная геополитическая обстановка на его результаты? Существует ли вероятность, что российские аккредитованные лица потеряют право использовать комбинированный знак ILAC MRA?
— Нет. Последний аудит Росаккредитация прошла в 2021 г., в тяжелый «ковидный» период, да и под действием санкций Россия находится уже с 2014 г. И это, поверьте, был совсем не облегченный вариант.
Мне очень нравится, как строится взаимодействие в сфере стандартизации. Когда представитель Польши в ISO предложил отстранить представителей России от работы в технических комитетах, ему ответили, что организации почти 80 лет, за это время произошло много событий, а стандартизация идет своим путем. Думаю, что в сфере аккредитации будет действовать тот же подход.
— Какую позицию займет Общественный совет, когда летом встанет вопрос о продлении упрощенного порядка декларирования? Не спровоцирует ли его пролонгация снижение уровня безопасности и качества товаров, поступающих на внутренний рынок?
— Нет, упрощенный порядок декларирования действует уже полтора года, и мы не видим никаких негативных последствий его применения. Общественный совет будет выступать за пролонгацию этой меры, потому что она нужна бизнесу. В противном случае мы можем остановить развитие импортозамещения и существенно осложнить многие бизнес-процессы.
В ближайшие годы гостиничный бизнес станет для Службы одним из приоритетных направлений. Ведь классификация гостиниц — только первый шаг сложного проекта. Еще есть пляжи, горнолыжные спуски и т.д. Туризм — это бизнес, а бизнес должен быть прозрачен, следовательно, его необходимо встроить в единую систему функционирования. Турист должен быть уверен, что он покупает качественный продукт. Значит, предстоит большая работа.
За последние четыре года Служба повысила эффективность системы аккредитации, ей доверяют и бизнес, и государство, и россияне. Актуальные наработки и достижения позволяют успешно перейти на новый этап — развитие экономики предложений и решать задачи, которые диктует время, — насыщение внутреннего рынка качественными товарами и услугами на основе отечественных технологий и компетенций.
1 См. также журнал «Контроль качества продукции» № 3 (2024), с. 8—11.
2 Единый портал государственных и муниципальных услуг.
3 По данным Минсельхоза России.
4 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Материал подготовила
заместитель главного редактора
журнала «Стандарты и качество»
Наталья БЫКОВА