Росстандарт и Минпромторг России разработали и утвердили Перспективную программу стандартизации в области беспилотных авиационных систем (БАС) на период 2024 – 2032 гг. Координаторами исполнения Программы являются Минпромторг России, Росстандарт, подведомственный ему ФГБУ «Российский институт стандартизации» и Союз авиапроизводителей России.
Сегодня перспективная программа включает работы по актуализации и разработке 227 стандартов в сфере БАС, а также в смежных областях. Состав новых работ учитывает более широкий системный подход к разработке документов по стандартизации в сфере БАС. Дополнительно Перспективная программа предусматривает перевод, экспертизу и регистрацию более 40 международных и региональных стандартов для регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов для их прямого применения.
Перспективная программа направлена на формирование нормативно-технической базы в области БАС для расширения инфраструктуры их безопасного применения и наращивания кадрового потенциала отрасли беспилотной авиации, а также формирования системы обеспечения комплексной безопасности применения, учета и контроля БАС и их ключевых компонентов.
«Беспилотные авиационные системы становятся стратегической отраслью российской экономики, а их развитие объявлено первоочередной и ключевой задачей промышленной политики. Для совершенствования отрасли, а также формирования нормативно-технической базы в области БАС и содействия реализации федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» инструментами стандартизации сейчас разрабатываются 36 новых ГОСТов в области беспилотных авиационных систем и смежных направлений», – прокомментировал Василий Шпак, замглавы Минпромторга России.
Среди актуальных тем будущих ГОСТов: агрегаты гидравлические, модель обмена данными Единой системы организации воздушного движения и аэронавигационными данными, классификация и категоризация БАС, тренажерные устройства подготовки экипажей беспилотных воздушных судов, радиолокационный комплекс обнаружения беспилотных воздушных судов в диспетчерской зоне аэродрома и многое другое.
Говоря о Перспективной программе стандартизации, руководитель Росстандарт Антон Шалаев подчеркнул: «В соответствии с утвержденной Перспективной программой Росстандартом будет обеспечено включение соответствующих предложений в Программу национальной стандартизации в установленном порядке и организована работа по их разработке. Отдельно необходимо отметить, что программой предусмотрена возможность ее постоянной актуализации по мере необходимости и потребности отрасли в стандартах, что особенно важно для активно развивающейся отрасли БАС».
В России уже утверждены и действуют уже 10 национальных стандартов в беспилотной отрасли, в том числе ГОСТы на: общие требования к БАС, термины и определения в данной области, технологии топливных элементов на воздушном транспорте, компоненты беспилотных авиационных систем, функциональные свойства станции внешнего пилота, беспилотные авиационные системы для обеспечения пожаротушения, аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, требования к летной годности, применение беспилотных воздушных судов при выполнении земляных работ. На этапе разработки уже находятся более 30 новых стандартов.
Источник: Росстандарт