В Думе предложили вернуть госконтроль за оборотом стройматериалов

26.09.2024 Новости технического регулирования

В Госдуме предложили правительству вернуть контроль за оборотом строительных материалов. Сегодня доля фальсификата на рынке достигает от 10% до 70% в зависимости от вида продукции, ежегодные потери бюджета оцениваются примерно в 100 млрд рублей, подсчитали авторы инициативы

Рынок стройматериалов нуждается в государственном контроле за оборотом продукции, следует из обращения в адрес первого вице-премьера Дениса Мантурова, подписанного зампредседателем думского комитета по экономической политике Артемом Кирьяновым. С копией документа ознакомился Forbes. Также парламентарий попросил кабмин проанализировать эффективность существующего надзора за сертифицированными товарами в отрасли. Из-за распространения поддельной продукции в строительной отрасли бюджетная система страны ежегодно теряет порядка 100 млрд рублей, пишет Кирьянов.

Письмо поступило в аппарат правительства и направлено для рассмотрения в Минпромторг, сообщили в пресс-службе кабмина. В министерстве промышленности и торговли не смогли оперативно ответить на запрос. 

До июля 2021 года органы Росстандарта занимались выявлением незаконного оборота на рынке несертифицированных стройматериалов и привлекали продавцов к ответственности, говорится в письме депутата. Но систему упразднили, поскольку Росаккредитация контролирует качество сертифицированной продукции, а при возведении зданий и других капитальных объектов (мосты, эстакады, и др.) органы строительного надзора должны проверять качество работ. «Однако практика показывает, что этих мер явно недостаточно. Только в 2021 и 2022 годах доля незаконного оборота, например, цемента увеличилась втрое», — указывает Кирьянов. 

Потери бюджета могут включать в себя как прямые расходы на устранение последствий использования фальсификата, так и упущенные доходы от неуплаченных налогов и сборов, отметила директор по девелопменту компании Rariteco Екатерина Борисова. Доля фальсификата на рынке сегодня составляет в среднем 25%, рассказал президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Но от вида продукции показатель варьируется. Например, в сегменте полимерных труб для сетей газо- и водоснабжения доля составляет 10-20%, сухих строительных смесей — 30-40%, электротехники — 50-60%, в том числе кабельной продукции — до 70%. Доля фальсифицированного цемента, по словам Ручьева, за последние четыре года выросла с 5,6% до 22-25%.

Кроме того, в последние годы в России активно развивается сегмент индивидуального жилищного строительства (ИЖС), но возведение частных домов госорганы не контролируют, отмечается в письме. В 2018 году, по данным Росстата, доля ИЖС в общем вводе жилья в стране составляла 42,4%, а в 2023-м — 53,2% (58,7 млн кв. м). Граждане закупают стройматериалы самостоятельно, и в желании сэкономить зачастую пользуются подделками, не подозревая об этом. 

«Эксперты профильного сообщества неоднократно указывали на фактическое отсутствие мер по контролю за фальсифицированной продукцией, применение которой несет угрозу здоровью и жизни граждан», — отмечает Ручьев. Союз производителей цемента Союзцемент последовательно настаивает на возвращении контроля и надзора за оборотом продукции, все добросовестные производители выступают за госконтроль, не считают его избыточным давлением на бизнес, рассказала исполнительный директор ассоциации Дарья Мартынкина. 

От фальсификата страдают и строительные компании, которые часто не имеют технической возможности должным образом проверить сертификат товара, отметила член генсовета «Деловая Россия» Екатерина Авдеева. Поскольку использование фальсификата способно привести к обрушениям конструкций, авариям на инженерных коммуникациях, пожарам и другим негативным последствиям, у предпринимателей существуют уголовно-правовые риски. С другой стороны, излишний контроль оборачивается новыми рычагами административного давления, поэтому важно соблюсти баланс интересов государства, общества и бизнеса, уверена она. 

По словам Екатерины Борисовой, большая доля фальсификата в строительстве расшатывает в том числе экономическую стабильность отрасли. Наличие такой продукции на рынке создает нездоровую конкуренцию на рынке, подрывая позиции добросовестных производителей. «Это особенно критично в условиях экономических санкций, когда отечественные предприятия нуждаются в поддержке для развития и импортозамещения», — отмечает эксперт. Наличие большого количества фальсифицированных стройматериалов также способствует росту недоверия со стороны потребителей, что усложняет реализацию проектов и увеличивает финансовые риски для участников рынка. Экономические потери от контрафакта выражаются и в увеличении затрат на ремонт и замену некачественных материалов, что в конечном итоге может привести к удорожанию строительства и задержкам в сдаче объектов, добавила Борисова. 

Ведущие застройщики могут вести строительный контроль самостоятельно или с привлечением технического заказчика, отметил директор по строительству и девелопменту ГК «Сумма элементов» Алексей Гончаров. Однако у небольших компаний нет ресурсов для эффективной оценки качества всех материалов: в одной партии может содержаться как лицензионная продукция, так и контрафакт. Нужно, чтобы госорганы проверяли материалы еще до поступления в продажу, подчеркнул девелопер. 

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева, также нужно запустить единую цифровую платформу на строительном рынке, которая бы аккумулировала актуальную информацию о том, сколько и где находится ресурсного обеспечения, в том числе строительных материалов. Это будет способствовать усилению госконтроля за рынком.

Мария Перевощикова / Редакция Forbes

 

 


Поделиться:







Подписка на новости