Ставка на "Евро"

27.10.2014 Новости промышленной политики и технического регулирования

ОАО "АНК "Башнефть"" стало одной из первых российских компаний, обеспечивших техническую возможность для полного перехода на выпуск автобензинов и дизельного топлива экологического класса "Евро-5". В опытную эксплуатацию введена установка производства водорода, необходимого для выпуска современного топлива. Затраты на модернизацию оцениваются в компании в 55 млрд руб.
 

Твердая пятерка

С 1 января на территории России начал действовать технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Регламент предусматривает полный переход на выпуск автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта "Евро-5" с 1 января 2016 года. ОАО "АНК "Башнефть"" благодаря планомерной модернизации нефтеперерабатывающего комплекса обеспечило себе возможность полного перехода на выпуск топлива класса "Евро-5" уже в нынешнем году.

В октябре на предприятии "Башнефть-Новойл" введена в опытную эксплуатацию установка производства водорода (УПВ), построенная по лицензии американской компании Foster Wheeler. Установка производит водород высокой чистоты (99,99%), который используется в процессах очистки моторных топлив в первую очередь от соединений серы — до уровня 10 ppm (или 0,001%). Это основной технический показатель соответствия топлива классу "Евро-5" по техническому регламенту. На строительство и запуск установки было затрачено более 12 млрд руб. Всего же на модернизацию и реконструкцию производственных мощностей АНК "Башнефть" с 2009 года затратила около 55 млрд руб.

Комментируя запуск установки, директор филиала "Башнефть-Уфанефтехим" Яков Полункин назвал две причины строительства УПВ именно на "Новойле": "Во-первых, на "Уфанефтехиме" и УНПЗ существуют небольшие мощности по производству водорода. Во-вторых, центральное положение "Новойла" в группе уфимских НПЗ и развитая система коммуникаций между тремя производственными площадками позволяют подавать водород с новой установки на любой завод в зависимости от потребности".

Мощность новой установки — 153 тыс. тонн в год, или 420 тонн в сутки, чистого водорода. На сегодня это крупнейшая установка в России и Европе. Как отметил господин Полункин, "установка будет производить столько водорода, сколько требуется для технологических процессов. Главное, теперь не будет дефицита водорода". До ввода новой УПВ на производственных мощностях "Башнефти" водород производили две установки на "Уфанефтехиме" и УНПЗ суммарным объемом 60 тыс. тонн в год. Теперь же "Башнефть" имеет технологические возможности выпускать 100% автобензинов и дизельного топлива класса "Евро-5".

Стоит отметить, что возможность полностью перейти на выпуск автобензинов класса "Евро-5" у "Башнефти" появилась в июне, когда на УНПЗ была запущена установка гидроочистки бензина каталитического крекинга. Однако структура спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке сегодня такова, что заменять пятым классом весь объем производимого топлива пока рано. По данным отчетности компании, по итогам прошлого года "Башнефть" произвела 4,9 млн тонн бензинов и 7,5 млн тонн дизельного топлива, из которых на внутреннем рынке было реализовано 4 млн тонн бензинов и 2,5 млн тонн дизтоплива. Между тем, отмечают в компании, "собственная сеть АЗС пока недостаточно развита, чтобы продавать все свои объемы в розницу". В прошлом году через собственную сеть компания реализовала лишь 1,4 млн тонн бензинов и дизтоплива. Все топливо, реализуемое через АЗС "Башнефти", соответствует классу "Евро-5" с 2012 года.

По итогам третьего квартала 2014 года классу "Евро-5" соответствовало почти 90% автобензинов и 36% дизельного топлива, отметили в компании. Такой относительно небольшой объем производства соответствующего техрегламенту дизтоплива объясняется тем, что российские компании производят его намного больше, чем требует внутренний рынок. В связи с этим "Башнефть" примерно 60% произведенного дизтоплива экспортирует, в том числе по продуктопроводам. На сегодня магистральные продуктопроводы принимают для транспортировки дизтопливо класса "Евро-3" — такая возможность сохранится до конца года. "Транснефть" уже объявила, что с 2015 года все производители должны направлять по трубам топливо более высокого экологического класса — "Евро-4" и "Евро-5".

С запуском новой водородной установки "Башнефть" подтвердила свою готовиность выполнять все требования Технического регламента по качеству моторного топлива.

Переход на следующий уровень

Заместитель министра природопользования и экологии РБ Ильдус Яхин отметил, что "переход на "Евро-5" дает существенный положительный эффект в части уменьшения объемов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу". По его оценке, годовой объем выбросов в Уфе от автотранспорта превышает 82 тыс. тонн. В Минэкологии затруднились определить точно, насколько снизится уровень выбросов от автотранспорта благодаря переходу на топливо пятого класса, поскольку количество автомобилей ежегодно увеличивается, но при этом автопарк активно переводят на газовое топливо, что дает положительный эффект. Господин Яхин предположил, что эти цифры могут составить ориентировочно 10 тыс. тонн.

"В двигателях, которые используют топливо стандарта "Евро-5", уменьшаются шум и вибрация, предотвращаются коррозионные процессы, снижается удельный расход топлива, облегчается запуск двигателя. Кроме того, использование "Евро-5" позволяет предотвратить преждевременный износ двигателя, увеличить срок службы системы нейтрализации отработанных газов, газовой аппаратуры и цилиндропоршневой группы",— утверждает аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов.

Несмотря на такое количество преимуществ топлива экологического класса "Евро-5" и готовность отечественных нефтепереработчиков полностью перейти на его выпуск, эксперты предрекают трудности, связанные с тем, что российский автопарк изрядно устарел. По оценкам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании QB Finance Дмитрия Кипа, в России ежегодно производится около 40 млн тонн бензина и 75 млн тонн дизтоплива. "Большое количество сельской техники использует дизельное топливо, но извлечь выгоду при переводе его на "Евро-5" не удастся в силу устаревшей конструкции агрегатов",— отмечает он, добавляя, что "главная задача — чтобы топливо класса "Евро-5" нашло своего покупателя внутри России, а не пошло на экспорт. Для этого необходимо быстрее обновлять автопарк".

С ним согласна и старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова, которая сомневается в готовности российского рынка быстро и полностью перейти на топливо класса "Евро-5". "В России все еще много автомобилей, потребляющих топливо классом значительно ниже. Кроме того, скорее всего, в цену литра топлива "Евро-5" будут заложены издержки, что сделает его на 10-20% дороже имеющегося сейчас эталонного бензина",— предполагает эксперт. Однако Дмитрий Баранов не разделяет такую точку зрения: "Специально для стимулирования выпуска топлива более высоких экологических стандартов государство повышает акцизы на них меньшими темпами, чем на топливо низких стандартов. В первую очередь цены на топливо будут расти из-за инфляции в стране. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста ***цен на услуги?? естественных монополий и прочих поставщиков товаров и услуг для российских НПЗ".

Помимо полного перехода на производство и реализацию всех видов топлива пятого экологического класса, что должно произойти в начале 2016 года, руководство компании одной из приоритетных задач видит полное прекращение производства так называемых темных нефтепродуктов, а именно мазута и вакуумного газойля. Реализация проектов, направленных на закрытие такого производства, а также увеличение выхода светлых нефтепродуктов должны завершиться в 2018-2019 годах. Говоря об этом, президент "Башнефти" Александр Корсик отмечал ранее, что ключевым элементом этого направления является строительство еще одной установки замедленного коксования. "А дальше есть варианты: или строительство еще одного гидрокрекинга, или реализация так называемой программы расшивки узких мест. Эта программа предусматривает увеличение производительности и модернизацию существующих установок, что приведет к тому же результату. Мы сейчас находимся на пороге принятия решения, по какому пути пойти. Но и в том, и в другом случае к 2019 году у нас не будет дешевых темных нефтепродуктов",— рассказал господин Корсик в интервью "Ъ".

Анна Челак
 

Источник: "Нефтяная промышленность". Приложение №195 от 27.10.2014, стр. 17
 
 

Поделиться:





Подписка на новости