В будущем беспилотные транспортные средства станут равноправными участниками дорожного движения. Однако пока полноценного законодательства в этой сфере нет ни у одной страны мира. Россия может быть в числе лидеров в определении основных "правил игры" по допуску таких машин на дороги, сказал замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов в Госдуме: в следующем году российские ведомства подготовят концепцию закона о беспилотном движении.
"Концепцию вырабатывает специализированная рабочая группа, куда входят представители МВД, ГАИ, Минцифры и, конечно же, все участники рынка", - заявил замминистра.
По мнению Баканова, остро стоит проблема технического регулирования, поскольку пока беспилотные машины - это обычные транспортные средства с автоматизированными системами управления.
"Нужно будет прийти к тому, чтобы сформулировать, что такое беспилотник, конкретные его типы. Сегодня мы говорим про разные уровни автономности. Для того, чтобы этих споров не было, необходимо произвести техническое регулирование", - уверен он.
Сейчас в России действует несколько экспериментальных правовых режимов (ЭПР) по беспилотному транспорту: в частности, "Беспилотный логистический коридор" на трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом по перевозкам грузов беспилотными фурами. Сейчас там ездит чуть более 40 грузовиков, до конца 2025 года их число должно увеличиться вдвое, сообщили в Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика".
"ЭПР как раз и подразумевает отработку всех юридических норм и подготовку к введению фундаментальной законодательной базы - закона о беспилотном движении. Комплексное тестирование технологий впервые в мире проводится в таком юридическом формате", - уточнила директор ассоциации Полина Давыдова.
Она также добавила, что уже можно судить об успехе эксперимента, поскольку бизнес сам предложил расширить проект, а правительство одобрило расширение ЭПР на М-12 и ЦКАД. Перевозки на ЦКАДе запустят в первом квартале 2025 года, а на М-12 "Восток" - в 2026-м.
Развитие идет активно, но, по словам Баканова, открытым остается вопрос, связанный с ответственностью.
"И вопрос ключевой. Мы пока предлагаем классическую схему: ответственность за все несет владелец транспортного средства с правом регресса потом тем, кого он считает виноватым", - сказал он.
Вместе с тем президент международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Денис Минкин считает, что внедрять искусственный интеллект "всюду и вся" не нужно. К примеру, на трамваях вместо автопилота лучше установить систему активной безопасности, которая будет снижать аварийность.
"Мне кажется, сейчас нужно совместно с Минтрансом и Минпромторгом ставить вопрос о возможности сертификации подобных систем на обязательное использование в общественном транспорте, потому что статистика снижения ДТП очевидна", - добавил он.
Заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов считает, что наилучшие беспилотные перспективы сейчас у рельсовых видов транспорта, которые имеют выделенные линии, не пересекающиеся с другими участниками движения.
"Сейчас беспилотные системы активно тестирует РЖД. Метро и трамваи тоже значительно проще сделать беспилотными, чем автобусы и такси, поскольку их легче предохранить от дорожно-транспортных происшествий. На автодорогах же общего пользования дисциплина водителей не высока, плюс играют не последнюю роль случайные факторы - снегопады и другие препятствия", - подчеркнул он.
Развитие высокоавтоматизированного транспорта, по мнению Цыганова, может ускорить нехватка водителей.
"От руководства РЖД я неоднократно слышал о дефиците локомотивных бригад, поэтому они и стали работать над созданием безлюдных локомотивов. Я вполне допускаю, что такая же ситуация может сложиться и в общественном транспорте", - отметил Цыганов.
Говоря о появлении беспилотных грузовых автомобилей на городских дорогах, Давыдова считает, что лучше, если они пока будут использоваться только на магистральных трассах - там, где нет светофоров и пешеходов.
"Именно так можно достичь наибольшей экономической выгоды перевозок", - заключила собеседница.
Источник: Российская газета