Казахстан разрабатывает ряд мер по упрощению метрологических процедур для бизнеса. Об этом в интервью корреспонденту BNews.kz сообщил заместитель председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК Галымжан Дугалов.
- Насколько развита инфраструктура качества в Казахстане?
- На сегодня мы уже имеем сформированную казахстанскую инфраструктуру качества, уже есть взаимосвязанные структуры. Во главе стоит Комитет технического регулирования и метрологии и его подведомственные структуры, 3 института.
Это соответствует международным требованиям. Есть отдельные самостоятельный институт метрологии, центр аккредитации и институт стандартизации.
Кроме того, компонентами инфраструктуры качества является государственный фонд стандартов, технические комитеты. Они созданы на базе научно-исследовательских институтов и разрабатывают стандарты в соответствии с соглашением ТБТ, по техническим барьерам торговли в ВТО. У нас создан информационный центр по взаимодействию с ВТО. Это было требование организации, поскольку Казахстан сейчас находится в преддверии вступления в ВТО.
Кроме этого, у нас есть испытательные центры. Их более 600 на национальном уровне, на уровне ТС. На сегодня принимаются технические регламенты ТС. Уже вступило в силу34 регламента, но они охватывают сферы пищевой и сельскохозяйственной продукции, охватывают всю электротехнику и низковольтное оборудование. Есть очень большой технический регламент по машинному оборудованию, поэтому для того, чтобы выполнять требования этого регламента, надо развивать испытательную базу. То есть должны быть соответствующие лаборатории, где можно будет проверить по показателям безопасности эту продукцию.
Испытательные лаборатории аккредитовываются нашим центром аккредитации, однако, не по всем направлениям у нас есть испытательные центры. Что для этого делается? В рамках госпрограммы ФИИР-2 мы заложили бюджетные средства на развитие и дооснащения испытательных центров. Второе, что касается сферы метрологии, мы модернизируем из года в год наши эталоны. Но модернизируем их не просто так. Наши эталоны должны сличаться с международными прототипами и доказывать свою компетентность через проведения этих международных сличений. В целом у нас охватываются 4-5 компонента инфраструктура качества. Это стандарты, технические регламенты, испытание продукции, оценка соответствия продукции, аккредитация и метрология.
- Если говорить об испытательной базе, известно что, для выполнения технических регламентов Таможенного союза Казахстану требуются новые лаборатории. Сколько новых лабораторий нужно построить в стране и планируется ли модернизация уже имеющихся?
- Да, у нас есть конкретный план по развитию и дооснащению лабораторной базы в Казахстане. Предусмотрены соответствующие меры, как и в нашем комплексном плане, так и в плане мероприятий госпрограммы ФИИР-2 на 2015-2019 годы.
Если отсутствует лабораторная база, то надо вывозить ее куда-нибудь за рубеж, Это - дополнительные затраты. Эту продукцию надо вывозить либо в России, либо за рубеж. Поэтому, желательно иметь достаточную лабораторную базу в страны, для того, чтобы производитель не нес дополнительные затраты.
Например, вступил в силу технический регламент по пиротехническим и другим взрывчатым веществам. Мы не можем проверить их, нет такой лабораторий, поэтому мы сейчас в бюджете эти деньги закладываем. Комитет по защите прав потребителей дооснащает свои лаборатории. На сегодня они на 80-90% охватывают всю пищевую продукцию в стране. То есть, нет продуктов, качество которых невозможно было бы проверить в лабораториях республиканской СЭС. Так же большие средства мы закладываем совместно с комитетом, и через 1-2 года они будут охватывать на 100% наименований всей продукции.
- А сколько средств планируется направить на новые лаборатории?
- Данные ГПФИИР-2 еще не утверждены, поэтому чуть позже мы сможем это сообщить. Потому что есть соответствующие процедуры прохождения через РБК. Но средства будут не маленькие, точную сумму сейчас я затрудняюсь сказать.
- Сколько новых лабораторий запланировано построить?
- Некоторые лаборатории, которые при вузах, мы хотим развивать. Но, на сегодняшний день нам нужны более 20-ти лабораторий, как минимум. Но они очень дорогостоящие. Каждая лаборатория может обойтись чуть ли не в миллиард тенге.
В рамках нашего комплексного плана развития до 2020 года, мы предусматриваем не только приобретение лаборатории, но и развитие соответствующей инфраструктуры, надо обучать кадры, чтобы они работали на новых приборах. Мы заложили обучения кадров и их стажировки. Соответствующие изменения мы будем вносить в законодательство.
- С 1 января 2015 года начнет действовать Евразийский экономический союз. Планируется, что рынок труда России, Беларуси и Казахстане будет общим. Не потеряют ли отечественные метрологи свою конкурентоспособность на этом общем рынке труда?
- На сегодня мы имеем около 400 метрологических служб, аккредитованных в установленном порядке. Это и метрологические службы самостоятельные, независимые и метрологические службы, которые при производствах, при каких то крупных промышленных предприятиях.
Сегодня присутствует, например, «КазАтомПром», другие национальные компании. У них не одна, а несколько метрологических лабораторий, которые аккредитованы. Там работают специалисты, поверители, которые проходят аттестацию в основном порядке в нашем уполномоченном органе, проходят соответствующее обучение в Казахстанском институте метрологии, затем аттестуются.
Существует определенные требования к метрологам. Я не считаю, что коллеги из других стран могут занять их места, потому что у нас базовая квалификация метрологов, она очень высокая. Это узкопрофилированная специальность. Эта специальность есть в наших вузах с 90-х годов. В некоторых вузах стандартизация, метрология и сертификация - эта дисциплина объединённая, а в некоторых она разделена.
Мы за то, чтобы метрологов обучали отдельно, не смешивая с другими компонентами инфраструктуры качества как стандартизация, оценка соответствия. Это – отдельные очень большие блоки , а метрология – это больше измерение, точность , физико-технические измерения и.т.д.
Поэтому, такого риска, я считаю, нет. 400 аккредитованных метрологических служб - это немалое количество специалистов. Метрологические службы постоянно проходят соответствующую переаккредитацию. Эта не бессрочная лицензия. Они должны через какой-то промежуток времени доказывать свою компетентность. Ну и в том числе и кадрового состава. Поэтому, мы считаем, что сама эта система не дает м выпасть из общего производственного цикла
- Вы упомянули о том, что в стране создан информационный центр по взаимодействию с ВТО. А законодательно техническое регулирование страны готово к вступлению в ВТО?
- На сегодня, наше законодательство уже соответствует, и нет противоречий вступления Казахстана в ВТО. Как я сказал, у нас работает с 2004 года принятый закон «О техническом регулировании». Есть закон об обеспечении единства измерения, и есть закон об аккредитации, где создан независимый центр по аккредитации. Он работает в ведении нашего комитета. Но, он работает самостоятельно.
Основной закон, который проходил и упоминался в докладе рабочей группы по вступлении ВТО, там есть ДРГ по техрегулированию. То есть, там есть раздел по техническому регулированию. Мы подробно рассматривали с коллегами на переговорном процессе в ВТО положение нашего закона. И там нет никаких противоречий.
При переговорном процессе вступления Казахстана в ВТО были проанализированы все базовые соглашения, и договор о создании ЕАЭС, так же все решения принятые рамках ТС и ЕАЭС. Помимо этого, тщательно рассматривались обязательства Российской Федерации по разделу технического регулирования.
Техническое регулирование готово, да. Для вступления в ВТО - оно готово. Но, для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции, а так же учитывая опыт развитых стран, таких как Германия, которая нам помогают, и других европейских стран - Турции и США, мы будем совершенствовать инфраструктуру качества.
Мы изучаем инфраструктуру качества этих стран. Но она так же будет требовать внесения изменений в законодательства, изменений во все три закона. На следующий год мы готовим концепции по внесению изменений. Такой порядок у нас есть. Потом будем проходить через МВК, при правительстве межведомственная комиссия, а затем уже выносить в парламент через 2 года. Здесь хотелось бы отметить, что у нас создан совет метрологов Казахстана, на котором мы рассматриваем возникающие вопросы проблемы для бизнеса. Например, в настоящее время мы разработали ряд мер для упрощения метрологических процедур для бизнеса.
- А какие?
- Это, во-первых, сокращение государственного метрологического надзора и так же все это будет требовать изменения в законодательство.
Это переход от поверки к колировке средств измерений. Это приведет в первую очередь к снижению административной нагрузки на бизнес. Все это повлечет за собой внесение изменений в наш закон о единицах измерений.
И в-третьих, я хотел сказать мы должны ввести такие базовые понятия как прослеживаемость, то есть от международных эталонов к нашим эталонам, и от наших эталонов уже к ниже, эталонам второго разряда, первого разряда и еще ниже к промышленности.
То есть, обеспечить всю прослеживаемость. Только тогда наши сертификаты будут международно признаны, то есть сертификаты и протокола испытаний выданные нашими лабораториями, сертификаты выданные нашими организациями. Они будут признаны только в этом случаи. Наша цель - обеспечить признания наших сертификатов за рубежом. Мы достигнем этой цели, если и дальше будем развивать инфраструктуру качества.
- Спасибо за беседу!
Диана Кулмаганбетова
Источник: BNews.kz