Разливай да продавай

17.02.2015 Новости промышленной политики и технического регулирования

15 февраля 2015 года закончился переходный период технического регулирования Таможенного союза для некоторых видов пищевой продукции. Согласно ст. 24 технического регламента "О безопасности пищевой продукции", к ним относятся: природная столовая минеральная вода; бутилированная питьевая вода; тонизирующие напитки; пищевые добавки (ароматизаторы, растительные экстракты, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски и т.п.). А также пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, включая микроорганизмы.

Со вчерашнего дня производители из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) больше не обязаны обращаться в Роспотребнадзор за государственной регистрацией этой продукции. Теперь будет достаточно лишь ее декларирования. Причем условия для бизнеса стали одинаковыми на всей территории ЕАЭС. Отныне едиными должны быть разрешительные документы, требования к безопасности продукции, маркировка "EAC" на этикетках. А документы о соответствии, полученные до вступления в силу техрегламентов Таможенного союза, перестали действовать. Теперь производитель может сам, без участия независимой экспертизы и даже без лабораторных исследований продекларировать и выпустить продукт на общий рынок.

Несомненно, это повышает ответственность каждого производителя за качество и безопасность своей продукции. Но не уменьшит ли это безопасность для потребителей?

По поводу генетически модифицированных организмов, которые настораживают многих граждан, правительство уже внесло законопроект о запрете их выращивания и разведения, а также ввоза на территорию РФ. И пока эксперты не пришли к единому мнению о том, правильно ли запрещать эту продукцию, ее противники могут отдохнуть - ненавистные им трансгенную сою и кукурузу, скорее всего, запретят.

Не удалась попытка депутатов Госдумы ограничить продажу и потребление тонизирующих напитков. "Энергетики", особенно слабоалкогольные, стали частью молодежной субкультуры, их рынок растет огромными темпами - более 30% прироста в год, но при неумеренном потреблении они могут нанести вред здоровью. Неслучайно в ряде регионов их продажу просто запретили. Но теперь их госрегистрация не требуется, достаточно декларирования. А ведь в них нормируется только содержание кофеина, остальные вещества можно добавлять по своему усмотрению.

- Что касается пищевых добавок, которые производятся в наших странах, то их качество не изменится, оно регулируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и и гигиеническими требованиями Таможенного союза, - считает исполнительный директор Союза производителей пищевых добавок Полина Семенова. - Во-первых, никому не нужны огромные штрафы - вплоть до миллиона рублей, за несоответствие декларации, во-вторых, аккредитованные лаборатории отвечают за свои заключения. К тому же в России таких производств вообще осталось немного, наиболее крупные закрылись еще в 90-х годах прошлого века. Куда большая угроза исходит от импортных продуктов, у которых довольно часто декларирование недостоверное. Вот там регулятору и нужно ужесточать контроль.

По бутилированной воде вместо общего "горизонтального" техрегламента "О безопасности пищевой продукции" к завершению переходного периода должны были разработать "вертикальный" техрегламент. Однако он до сих пор не принят.

По данным официальной статистики, в России бутилированную воду выпускают более 230 производителей. Мы потребляем ее около 30 литров на душу населения, но эта цифра постоянно растет на 10-15% в год. Особенно быстрыми темпами прирастают доставки воды в пластиковых бутылях объемом 18,9 литра. В 2013 году на этот канал пришлось более 30% рынка в натуральном выражении.

Однако исследования Университета Женевы показали, что хотя бутилированная вода стоит иногда в десятки и сотни раз дороже водопроводной, но по качеству не лучше. В половине случаев от водопроводной она отличается только тем, что в ней растворяют различные соли, которые совсем не добавляют пользы здоровью. К тому же в летний сезон резко возрастают продажи поддельной питьевой воды, нередко налитой в бутылки просто из-под крана. Поэтому за ее качеством надо следить особенно строго. Что же мешает разработке специального техрегламента "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природные минеральные воды"?

- Техрегламент недавно прошел стадию общественного обсуждения, и в январе 2015 года состоялось заседание рабочей группы по его итогам, - сообщила "РГБ" президент Союза производителей бутилированных вод Алена Кондратьева. - Каждая из стран-участниц в течение более 20 лет шла своим путем, многие подходы пришлось согласовывать заново, искать компромисс, который устроил бы всех. К сожалению, отстоять свои интересы хотят не только добросовестные производители. Например, много дискуссий вызвал вопрос о норме присвоения географических названий в наименовании минеральных вод. Она устанавливает, что особые свойства минеральной воды определяются принадлежностью к конкретному месторождению, а не к топонимам и иным географическим названиям.

Особенно много споров было вокруг такой известной воды, как "Ессентуки". Ряд производителей настаивает на том, чтобы так могла называться любая минеральная вода, добываемая в границах города-курорта. Но особыми свойствами обладает только вода из Ессентукского месторождения. Тем не менее на согласование этого вопроса ушло немало времени. Точный срок утверждения проекта этого техрегламента пока обозначить сложно, хотя достигнут большой прогресс.

А между тем к качеству бутилированной питьевой и минеральной воды есть немало претензий.

- Более 60% проверенных нами продуктов не соответствует требованиям качества, а порой и безопасности, - заявил "РГБ" председатель Общества защиты прав потребителей "Росконтроль" Александр Борисов. - Проверки бутилированной воды, в том числе детской и кулерной, показали, что больше половины образцов не проходят испытания по безопасности, натуральности и полезности.

Теперь качество бутилированных вод будет регулироваться лишь Едиными санитарными требованиями и общими техрегламентами по безопасности, маркировке и упаковке пищевых продуктов. Так что потребителям стоит быть особенно внимательными к их качеству - доверять лишь проверенным маркам.

Текст: Татьяна Батенёва

Опубликовано в РГ-Бизнес N985 от 17 февраля 2015 г.


Поделиться:



Подписка на новости