Взаимная торговля в Таможенном союзе стала драйвером развития экономик

10.12.2013 Точка зрения

МТРК «Мир»: Виктор Борисович, добрый день! Меньше месяца ост09алось до конца 2013 года. Можете подвести итоги?

В.Христенко: 2013-й получился непростым в экономическом смысле. Непростым, поскольку для всех стран Таможенного союза последствия внешнего кризиса являются достаточно чувствительными. Если вспомнить о том, что Европа находится в минусе, что, может быть, только Китай показывает достаточно высокие темпы роста, хотя и гораздо ниже, чем были раньше, то становится понятно, что основные торговые партнеры стран Таможенного союза находятся не в лучшем состоянии. Это означает, что для внешней торговли наших стран это не может не иметь последствий, к сожалению, негативных. В этой связи взаимная торговля между нашими тремя странами в какой-то степени становится новым источником роста, новым драйвером для развития экономик. Если исключить нефть и газ, то можно наблюдать, что торговля по всем остальным секторам идет с положительной динамикой, пусть и небольшой - это двухпроцентный рост. В отличие от падения при торговле этими же товарами на рынках третьих стран за пределами Таможенного союза.

Не менее важно, что сохраняется достаточно устойчивая тенденция к тому, что в структуре взаимной торговли между нашими тремя странами доля сырьевых ресурсов падает - почти с 40% два года назад до 33% в 2013-ом году. Это крайне позитивная тенденция, которая говорит о том, что на едином рынке присутствует более высокообработанная продукция, продукция с большей добавленной стоимостью и что товары производителей наших стран находят все больший спрос.

Если говорить об опыте работы комиссии в 2013 году (по сути это первый полноценный год, когда мы функционируем), то можно сказать, что она в целом работает как хорошо слаженная машина.

Мы осваиваем те зоны компетенции, которые нам поручены: регулирование торговли, внешней торговли, техническое регулирование, фитосанитарные меры. Например, в сфере защитных специальных мер. Присоединение России к ВТО и взятие обязательств по поводу того, как проводить расследование и принимать защитные меры для всех трех стран, сегодня уже на уровне комиссии позволило гораздо более быстро реагировать на недобросовестную конкуренцию со стороны отдельных поставщиков на рынок Таможенного союза по заявлениям тех или иных бизнес-структур и так далее. На сегодня мы приняли 11 решений по специальным защитным мерам, которые позволяют оградить от недобросовестной конкуренции производителей наших стран.

Тема технического регулирования при всей своей скучности пронизывает все, поскольку, она, в первую очередь, сосредотачивает внимание на обязательных требованиях безопасности продукции, которую человек потребляет каждый день. В этой связи мы обновляем всю правовую базу в сфере технического регулирования. Сегодня уже приняты 34 технических регламента. В разработке находятся еще 26. Эти 34 регламента по сути охватывают примерно 75% оборота всей продукции.

Конкуренция - это чрезвычайно тонкая и важная материя. Регулирование конкуренции, недобросовестного поведения резидентов наших трех стран на трансграничных рынках буквально в ближайшие несколько месяцев станет зоной прямой ответственности комиссии. Сейчас завершается разработка пакета по регулированию этой сферы, и планируется, что новые функции у комиссии появятся уже в начале следующего года.

В 2013 году мы активно работали с заявкой Кыргызстана по присоединению к Таможенному союзу. Кроме того, появился и новый кандидат членство в ТС - Армения, которая сейчас ведет активную работу по формированию «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическом пространству.

МТРК «Мир»: Если говорить о каждой стране в отдельности, что получили Россия, Беларусь и Казахстан от участия в ТС?

В.Христенко: Все мы формируем единый рынок, и в этом смысле все страны должны иметь равные возможности по освоению этого рынка. Одна из серьезных задач, которая была поставлена президентами в конце мая - это устранение изъятий и ограничений из этого единого режима функционирования. В ходе анализа мы выявили, что на сегодняшний день существует около 600 такого рода изъятий и ограничений в разных секторах и сегментах деятельности. Эти барьеры не дают возможности использовать равный доступ к тем или иным товарам, услугам и т.д. и оставляют некий национальный режим. Сейчас каждая из стран по большому счету рассматривает, как от национального перейти к единому.

Сейчас много говорят об Украине, в частности о каких-то барьерах, которые создаются или могут возникнуть на пути движения украинских товаров. Последние два года никто никаких барьеров не создавал. Существует абсолютный доступ в соответствии с соглашением о свободной торговле между Украиной и странами, в том числе и Таможенного союза, и все товары свободно функционируют на рынке ТС. Но эти два года - это время потерь. Без всяких барьеров. Когда взаимные экономические процессы - будь то товарооборот или инвестиции - просто сильно сокращаются. То есть идет устойчивое падение. Я думаю, что это происходит в большей степени из-за неопределенности в долгосрочном понимании - для бизнеса, в первую очередь, - векторов движения и неопределенности в стратегическом выборе.

Ведь бизнес считает риски, причем долгосрочные. Самый главный результат - что у стран Таможенного союза уверенность в долгосрочности с каждым днем, с каждым годом прибавляется. Например, 2013 году нам удалось подготовить и принять решение на высшем уровне по согласованным, скоординированным агропромышленной и промышленной политикам. По сути дела это старт к формированию и координации долгосрочных стратегических интересов в важнейших секторах экономики. Это так или иначе должно давать бизнесу ответ на вопрос о том, к чему мы стремимся. Как государства, правительства видят эти долгосрочные перспективы, совпадают ли они с интересами предпринимателей и готовы ли они в это вкладываться. Такой уверенности в долгосрочных интересах и ориентирах за 2013 год удалось добиться.

МТРК «Мир»: В интервью нашим коллегам из Казахстана Вы упомянули про «недоинтеграцию». Что это такое? И как она сказывается на Таможенном союзе?

В.Христенко: Когда говорят о не самых лучших проявлениях экономической жизни, например, о том, что увеличился вывод капитала, или наблюдается активизация контрабанды, или в нефтепродуктах что-то не получилось - это все сектора изъятий, которые пока находятся вне единой зоны, - это результат не интеграции, а как раз недоинтеграции. Когда в этих секторах что-то не доделали, не успели или пока руки не дошли, там где не доинтегрировались, там образуются лакуны для нежелательных действий. Выход из этого очень простой. У интеграции есть начало, но нет конца, она не может останавливаться, должна развиваться, из поля внимания не могут уходить серые зоны или белые неурегулированные пятна. Многое зависит от того, как мы все - и на наднациональном, и на национальном уровне - сумеем выстроить работу по доинтеграции. Сейчас эта программа достаточно амбициозная. Думаю, что к 2020 году базовые моменты будут урегулированы практически по всем секторам.

МТРК «Мир»: Примерно год остался до создания Единого экономического пространства, каковы его перспективы?

В.Христенко: К формированию Единого экономического пространства мы приступили еще 1 января 2012 года. Его финальная цель - достижение четырех свобод: товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Есть специальная программа, план, по разным секторам предусмотрены разные сроки реализации. В целом я думаю, что снять барьеры и ограничения во всех четырех направлениях удастся ближе к 2020 году. К концу следующего года или с 1 января 2015 года должен начать функционировать Евразийский экономический союз. Это новый формат организации, которая вберет в себя не только Таможенный союз, посвященный, в основном, движению товаров, но и ЕЭП - добавятся услуги, капитал, рабочая сила, а также охватит элементы, связанные с наличием скоординированных политик в важнейших направлениях экономической жизни - индустриальной, агропромышленной. То есть он возьмет в основу то, что обеспечивает точную, понятную, долгосрочную перспективу по важнейшим секторам экономики. В этом его первое отличие от всех ранее существовавших структур. Второе отличие, которое проявилось уже сегодня, заключается в том, что Таможенный союз и Евразийский экономический союз имеют в своих институтах наднациональный орган. Сейчас это Евразийская экономическая комиссия, которая принимает решение, обязательное для всех трех стран. Это означает, что на данном уровне формируется единая правовая среда на основе лучших практик наших трех стран и лучших международных практик, чтобы мы максимально улучшали условия для экономической жизни в нашем едином экономическом пространстве.

МТРК «Мир»: Спасибо за интервью!

 

© "МИР24" интернет-портал"


Поделиться:







Подписка на новости