Российские производители в условиях введения эмбарго на ввоз молока и молочной продукции из стран ЕС получили, с одной стороны, шанс нарастить объемы производства, но, с другой стороны, стали испытывать давление со стороны белорусских конкурентов. В Белоруссии высокий уровень господдержки, контроль уровня издержек и цен за инфраструктурные услуги, и российские производители проигрывают им на рынке молока.
Сегодня российским компаниям крайне необходимо вернуть те субсидии, которые им задолжало государство, а также принять государственную программу развития молочной отрасли до 2020 года.
При этом при текущих объемах государственной поддержки молочной отрасли в 190 миллиардов рублей до 2020 года невозможно добиться роста производства. Для того чтобы достичь показателей доктрины продовольственной безопасности к 2030 году и увеличить объемы производства на 6 миллионов тонн к 2020 году, необходимо нарастить объемы государственной поддержки до 418 миллиардов рублей.
Еще один важный критерий - снижение административных барьеров при получении субсидий на 1 литр молока, при проведении ветеринарной сертификации, при корректировке технических регламентов.
30,6 миллиона тонн молока выпущено в России в 2014 году
В условиях запрета импорта и дефицита сырья одной из самых главных проблем становится фальсификация молочной продукции. Необходимо увеличить штрафы за фальсификат и ввести усиленный контроль импорта растительных жиров, считают производители молока.
Но самое главное для предприятий отрасли - это дешевые кредиты. Высокие процентные ставки делают неконкурентоспособным практически любое современное сельхозпроизводство в России. Необходимо проработать вопрос упрощения системы получения кредитов для АПК и отмены банковских сборов за дополнительные услуги, увеличивающих размер кредитной ставки, снижения требований к залогам и уменьшения процентной ставки для аграриев.
Темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной продукции. В результате окупаемость проектов в отрасли превышает 5-7 лет, а в ряде подотраслей - молоко, овощи - достигает 10-15 лет. С учетом непрогнозируемости форм и объемов государственной поддержки, регулярно меняющихся правил игры отрасль становится малопривлекательной для инвесторов.
Для молочной отрасли вступление в ВТО совпало с началом трудностей с выплатой субсидий. Все это привело к стремительному росту импорта и сокращению собственного производства. Импорт продовольствия сегодня исчисляется десятками миллиардов долларов. И если за последние 10 лет ситуация с производством зерновых, мяса птицы, свинины исправилась в лучшую сторону, то по молоку, говядине, овощам, фруктам она не улучшилась.
Для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношении агропромышленного комплекса. Нужно четко определить приоритеты. Принцип "размазать поддержку тонким слоем" без учета государственных приоритетов не работает на результат. Нужно сбалансировать бюджет с учетом приоритетов, ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года и гарантировать их исполнение. Обязательно согласовывать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом.
Во всем мире государство играет определяющую роль в развитии АПК. Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли, и в течение 5-10 лет Россия может стать ведущим мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которого заслуживает.
Согласно "дорожной карте" содействия импортозамещению в сельском хозяйстве в действующую Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и госпрограмму "Развитие рыбохозяйственного комплекса" будут внесены изменения.
Хочется надеяться, что в условиях необходимости форсированного импортозамещения эти изменения коснутся в первую очередь увеличения государственной поддержки самых проблемных отраслей.
В программе импортозамещения в сельском хозяйстве предусматривается, что к 2020 году зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок молока и молочной продукции сократится с 23,6 до 16,6 процента. Но достижение этих показателей в современных условиях невозможно. Совершенно очевидно, что та поддержка, которая сегодня заложена в госпрограмме, и даже то дополнительное финансирование, которое сегодня просит выделить минсельхоз, не позволит к 2020 году увеличить производство сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снизить зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок, прежде всего по самым чувствительным позициям - молоку и овощам.
Предусмотренный комплекс мероприятий "дорожной карты", в том числе по разработке нормативных правовых актов, направленных на достижение показателей импортозамещения, никаким образом не позволяют двигаться в этом направлении не потому, что это неэффективные меры, а потому что ничего нового в принятой "дорожной карте" не зафиксировано. Планируемое создание государственной автоматизированной информационной системы было заложено еще при принятии Доктрины продовольственной безопасности в 2010 году. Таким образом, эта далеко не новая мера никак не может помочь России избавиться от импортозависимости.
Подобная ситуация сложилась со всеми мерами, заложенными в "дорожную карту": и повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, и принятие поправок в закон о ветеринарии, и другие правовые меры далеко не новы. Недостатки закона о ветеринарии обсуждаются уже 11 лет, и даже внесение изменений вряд ли кардинально повлияет на ситуацию в отрасли.
Правительству нужно выработать новые конкретные шаги, чтобы обеспечить молочной отрасли ресурсы для активного развития. Хотелось бы видеть в "дорожной карте" более предметные планы. Самыми большими проблемами в АПК остаются недоступность кредитных ресурсов, излишние административные барьеры, неэффективное распределение ресурсов государственной поддержки.