Напомним, на днях депутат Екатерина Никитинская в своем запросе на имя Премьер-министра Казахстана акцентировала внимание на том, что, «по некоторым сведениям, уполномоченный госорган по техрегулированию вместо самостоятельной разработки стандартов занимается успешным освоением выделенных бюджетных средств путем простой «смены обложки», существующих чужих стандартов» и полагает, «что оплата за такие документы, заимствованные из открытых источников, не может превышать размера заработной платы служащего, то есть 100-150 тысяч тенге, вместо запланированных 1,5 миллионов».
Это заявление прокомментировал в интервью корреспонденту агентства эксперт, управляющий директор АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа», зампредседателя Технического комитета по стандартизации № 58 «Нефть, газ, продукты их переработки» Светлана Туйтебаева. Она считает, что данную критику можно считать, мнением некомпетентного человека. Эксперт утверждает, что бесплатных стандартов в интернете не существует, а метод «смены обложки» в Казахстане не применяется.
«Мнения и толкования могут быть различными, но с точки зрения экспертов, конечно, тут (в депутатском запросе - прим. агентства) очень много несоответствий. Прежде всего, прозвучало, что в открытом доступе находятся базы данных существующих международных и национальных внутренних стандартов многих стран, в том числе, и на русском языке. Базы международных стандартов, как правило, в интернете не существуют, есть только указатели или перечни самих стандартов, а тексты стандартов не распространяются таким образом. Все стандарты приобретаются платно постранично, т.е. бесплатных стандартов в интернете нет», - сообщила Светлана Туйтебаева.
По словам эксперта, чтобы создать свой стандарт, необходимы серьезные научные исследования. И даже после проработки, анализа и экспериментов, стандарт считается предварительным. Чтобы получить Национальный статус, стандарт должен подтвердить свою надежность в течении трех лет.
«Что касается тех стандартов, о которых идет речь в депутатском запросе. Конечно, никакой уполномоченный госорган не имеет права, да и нет такого, который сразу может разработать стандарт без исследования. В основном не изобретают велосипед, а есть такая процедура, когда как основу адаптируют уже существующий стандарт. Причем адаптация идет по приоритету, где за основу берут международный стандарт ИСО и МЭК, признанные во всем мире общенародными», - отметила С.Туйтебаева.
По ее словам, даже самый передовой международный опыт в области стандартизации для Казахстана нужно проверять на соответствие законодательства. «Смена обложки» невозможна, также и потому что международный стандарт приобретается на языке разработчика. Значит, его необходимо перевести и после чего использовать лишь часть информации. Как правило, это данные о методах испытаний.
Резюмируя, эксперт отмечает, что для получения адаптированного, соответствующего требованиям стандарта, необходимо провести разработку, получить экспертизу самих производственников, провести проверку на методы испытаний, межлабораторные сличения и на промбезопасность и охрану окружающей среды. Таким образом, при подготовке стандарта не может участвовать один человек.
«Естественно, цена на создание и адаптацию абсолютно разная. Если стандарты организаций и предварительные стандарты в нефтегазовой отрасли стоят от 5 до 10 млн тенге, то национальные стандарты от 1 до 1,5 млн тенге, как говорит депутат. В этом году это был 1 млн тенге. Это связано с тем, что основа для национальных стандартов есть, в основном рассчитывалась стоимость экспертизы», - сообщила Туйтебаева.
По словам эксперта, в случае на который указывала депутат, речь шла действительно, не о разработке новых, а об адаптации существующих стандартов.
«Это очевидно - все-таки мнение некомпетентного человека, потому что нельзя путать стандарты, которые национальные, они разрабатываются на основе уже существующих и те, которые создаются впервые»,- подчеркнула эксперт.
При этом Туйтебаева признала, что практика «смены обложки» существовала, но применялась только в период становления государства и относилась к советским стандартам. Кроме того, по большей части, сейчас в разработке стандартов заинтересованы сами компании, так как от этого зависит их конкурентоспособность.
«К примеру, в нефтегазовой сфере - НПЗ заинтересованы в улучшении качества и производства, а этого не произойдет, если они будут продолжать работать по устаревшим ГОСТам. И если говорить о том, что только на новую продукцию выпускать стандарты, то это очень ограниченная вещь, потому что это уже давно все есть. Нас интересует не выдумывать новый велосипед, а как можно больше, читать, изучать и переносить эти новые технологии в Казахстан, и тогда мы сможем выпускать такую же продукцию, такого же высокого качества, которая требуется на международном рынке», - подчеркивает специалист.
Она привела пример Китая, где большая часть национальных стандартов является адаптацией международных. Подобную практику применяет и Турция.
В свою очередь другой эксперт, председатель технического комитета № 72 «Нанотехнологий» РК, член международного Технического комитета № 441 «Нанотехнологий», возглавляющий подкомитет «Характеристика наноматериалов» Амангельды Орынбасаров, обеспокоен тем, что снижение стоимости адаптации стандарта для применения его в Казахстане может спровоцировать отток молодых специалистов- стандартизаторов из отрасли.
«А еще 10-15 лет назад мы поименно знали всех стандартизаторов в Казахстане. Президент поставил такие задачи, чтобы наша продукция была конкурентно способна, а без сертификации нас не допустят ни на один рынок. Мы боимся потерять молодежь, которую мы готовили, потому что она просто уйдет из отрасли», - сообщил Амангельды Орынбасаров.
По его словам сейчас к разработке национальных стандартов привлекают отраслевых стандартизаторов, которые работают в частных компаниях, но это не снимает вопроса в потребности казахстанской системы стандартизации в молодых отечественных специалистах.