В Москве товарам российских производителей торжественно вручили первые 12 Знаков качества. Больше половины из них досталось представителям лёгкой промышленности.
Перед началом церемонии вручения Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, статс –секретаря заместителя Министра Виктора Евтухова и главу Роскачества Максима Протасова пригласили в маленький музей, расположившийся здесь же, в демонстрационном зале ГУМа. Организаторы назвали его – Музей качества. В современной части экспозиция пока всего 12 экспонатов: махровые полотенца, ползунки для новорождённых и детей ясельного возраста, детские сандалии и 5 видов майонеза. Это те самые товары, производителям которых 10 минут спустя вручили государственные Знаки качества. И которые, как предполагается, отныне будут вызывать особый интерес и доверие у покупателей.
«Создание специальной маркировки поможет потребителю лучше ориентироваться в широком ассортименте магазинов и выбирать лучшие отечественные товары. Мы рассчитываем, что продукция, отмеченная Знаком качества, будет пользоваться повышенным спросом среди потребителей. А это – лучший стимул для производителей держать качество производимых товаров на высоком уровне», – отметил заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Очень приятно, что среди брендов, первыми получивших Знаки качества, есть детские товары предприятий лёгкой промышленности. Это говорит о том, что наши предприятия готовы соответствовать запросу потребителей на качественные отечественные товары».
Знак с историей
Место для торжественной церемонии вручения сертификатов выбрали неслучайное. Московский ГУМ помнит товары не то что с советским, а ещё с царским «знаком качества». До 1917 года купцы с хорошей репутацией получали звание «Поставщика двора Его Императорского Величества» и право ставить на свою продукцию государственный греб – двуглавого орла. В качестве приятного дополнения купец получал право на обращение «Ваше высокоблагородие» и ношение шпаги.
В 1967 году первый пятиугольник с перевёрнутой буквой К был нанесён на электродвигатели московского электромеханического завода им. Ленина. Разрешение использовать знак качества в СССР выдавали не конкретному товару, а предприятию, которое использовало его на всей своей продукции. В итоге почти за 20 лет своего существования один из самых узнаваемых советских знаков был нанесён на 78 тыс. наименований продукции и - отменён в связи с утратой доверия.
Вскоре началась перестройка. В страну хлынул импорт. Выжившие российские производители приходили в себя от потрясений и перестраивали работу под реалии рынка. О качестве российской продукции тогда говорили всё больше с иронией.
С тех пор в стране открылись новые предприятия, многие из старожилов переоснастили производство, научились выпускать конкурентоспособную продукцию. А вот стереотип остался. С ним теперь и собираются бороться.
В Роскачестве подчёркивают, что не изобретали велосипед – взяли всё самое полезное из международного и советского опыта. Да и сам логотип Знака качества – буква К, вписанная в пятиугольник, явно перекликается с прототипом, рождённым в СССР.
О том, что их продукция взяла верхнюю планку уровня качества и теперь может претендовать на соответствующий знак, производители ползунков, полотенец и майонеза узнали недели за две до приглашения в Москву. Никто заранее не приходил к ним на предприятие, не запрашивал образцы продукции – в этом принципиальное отличие российской системы государственного мониторинга продукции от советской.
Роскачество работает по методу веерных исследований: берёт продукцию не на предприятии, а там, где её покупают граждане. Сертифицированные эксперты приходят в магазины в разных городах России, приобретают образцы товаров из всего представленного в нужной категории ассортимента. После чего покупку обезличивают (удаляют любую маркировку, позволяющую опознать торговую марку) и отправляют продукцию в аккредитованную лабораторию на проверку.
«Лаборатория исследует товар по трём критериям. Это соответствие техрегламенту, соответствие ГОСТам и иным стандартам, заявленным на этикетке, и, наконец, соответствие повышенным стандартам Роскачества. - рассказала «Ъ» заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. — Производителей товаров, соответствующих всем трём критериям, приглашают пройти бесплатную добровольную сертификацию в Российской системе качества. На этом этапе нужно подтвердить российское происхождение товара. Если уровень локализации производства соответствует нашим нормативам, товару присваивается Знак качества».
Необходимый уровень локализации для разных товаров установлен разный: например, не менее 75% для майонеза, 71% для ползунков, 48% для детской обуви и 40% для полотенец.
«То, что проверяющим, которые проводили закупку, на глаза попался именно наш товар – это как счастливый лотерейный билет, — делится мыслями генеральный директор трикотажной фабрики «Тривел» Оксана Семёнова из Великих Лук (Знак качества получила их линия комбинезонов для ясельного возраста). — В качестве своей продукции мы не сомневаемся. Материал – 100% хлопок, химические препараты, используемые в рисунках, – только сертифицированные. Но мы знаем, что многие предприятия, например, на химии, стремятся сэкономить. В итоге рисунок на одежде может быть небезопасным. А ведь речь идёт о товарах для самых маленьких! Теперь у добросовестных производителей появился знак отличия.»
Обувная компания «Юничел» из Челябинска получила право поставить знак качества на свои детские сандалии. Второй по величине производитель обуви в России в год выпускает 3 млн пар. Всего в нашей стране производят 40 млн пар, а потребляют 300 млн. Так что на обувном рынке России -– широкое поле для импортозамещения.
«Ничего невозможного нет. Например, Вьетнам не умел делать обувь. А сейчас является вторым производителем в мире, — говорит директор по развитию «Юничел» Алексей Денисенко.
Компания «Юничел» начала активно развивать бренд в 98 году. «Мы каждый год улучшаем качество продукции, - рассказывает Денисенко. – Между ассортиментами 1998-го года и 2015-го годов -– пропасть. Это разные эпохи совершенно. В технологии, в моделировании, в качестве применяемых материалов. Вместе со знаком качества для нас появляется адекватная методика, которая скажет: да, ребята, этой продукции можно верить. Потому что государственные служащие всё проверили, вникли во все вопросы и это действительно хороший товар».
«Международный опыт показывает, что наличие признанного национального знака качества на упаковке, увеличивает объём продаж таких товаров минимум на 20%», - сообщил руководитель Роскачества Максим Протасов. Я надеюсь, что точно также как во многих странах, россиянин, собираясь что-то купить в магазине, сначала сверится с нашим порталом и узнает, а что же Роскачество говорит о том или ином товаре. Это, действительно, очень важная работа. По повышению потребительской грамотности и повышению потребительского доверия. С которыми у нас пока ещё в стране не всё в порядке».
Конструктивный патриотизм
Впрочем, честная конкуренция российских производителей друг с другом -– не единственная, и, возможно, не главная задача возрождаемой системы национальной сертификации. Минпромторг и Роскачество вводят в употребление понятие «конструктивного потребительского патриотизма». От россиян ждут, что товары со знаком качества они станут предпочитать импортным аналогам. Но делать это не потому что «партия сказала надо», а исходя из качества российских товаров, которые не уступает, а где-то и превосходит качество зарубежных. Только так можно будет добиться реального импортозамещения в сфере легкой промышленности.
По словам Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, работа над формированием “потребительского патриотизма” в новейшей истории России ещё никогда не велась на государственном уровне. «Внедрение государственного Знака качества позволит системно воздействовать на рынок с помощью рыночных инструментов. Наша задача -– доносить до населения информацию о реальном качестве товаров, повышать уровень качества, стимулировать модернизацию производства и акцентировать внимание потребителей на лучших товарах, представленных на рынке, при помощи государственного Знака качества», -– сообщил Министр.
Сегодня Роскачество завершило веерные исследования шести категорий товаров, в работе – еще 11.
«В следующем году получателей Знака качества будет уже не 12, а больше 100. Причем, это будет настоящая, отобранная, крепкая сотня качественных отечественных товаров», — обещают в Роскачестве.
Планируется, что в будущем под национальным Знаком качества будет продаваться примерно 10% российских товаров. Согласно расчетам по запущенной в этом году системе сертификации, уже через 5 лет узнаваемость знака у потребителей составит 80%, а уровень доверия – не меньше 50%.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2877949