Стандартный подход

19.05.2016 Новости технического регулирования
Сегодня гостем "СОЮЗа" стал председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси кандидат экономических наук Виктор Назаренко.

Виктор Владимирович, начну с главного: удается ли сегодня Беларуси и России проводить общую техническую политику?

Виктор Назаренко: Основные работы в этом направлении проводятся сейчас в формате ЕАЭС. Наши специалисты активно участвуют в формировании и развитии договорно-правовой базы в области технического регулирования, направленной на обеспечение свободного движения безопасных и конкурентоспособных товаров. Идет совместная разработка единых технических регламентов, устанавливающих обязательные для стран-членов требования безопасности к продукции и правила ее доступа на общий рынок.

Так, из 35 принятых технических регламентов 7 - белорусские разработки, а 19 - российских коллег. Наши совместные усилия сконцентрированы на разработке межгосударственных стандартов - ГОСТ, которые обеспечивают реализацию технических регламентов. В 2016 году, в частности, будут разработаны стандарты на машины и оборудование, парфюмерно-косметическую, пищевую продукцию, упаковку. Россия демонстрирует в данной области мощный прогресс. И мы стараемся быть достойными партнерами.

Плодотворное сотрудничество отмечается и между государственными фондами по стандартизации. Так, в результате совместной деятельности белорусских, российских и казахстанских специалистов создан уникальный официальный информационный ресурс "Таможенный союз. Техническое регулирование". Тем самым решен вопрос информационного обеспечения документами в области технического регулирования ЕАЭС, а также действующими межгосударственными стандартами и национальными стандартами каждой страны. А на уровне Союзного государства предполагается создание единого каталога продукции. Он станет информационной основой при импортозамещении и обеспечении равных условий для предприятий наших стран в системах госзакупок.

Сотрудничаем и в метрологии, поскольку достоверность измерений связана с безопасностью и качеством продукции.

Насколько же эти стандарты соответствуют международным и европейским требованиям?

Виктор Назаренко: Изначально в Беларуси был взят ориентир на международные и европейские стандарты. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов превышает 60%, а в электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии он даже выше. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран. Вот один из показательных примеров. Нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси уже с конца 90-х годов прошлого века работали, применяя международные и европейские стандарты на выпускаемое топливо и методы его испытаний. И это оправдало себя в полной мере при введении в действие технического регламента Таможенного союза на данную продукцию. В Беларуси не возникло сложностей, предприятия были готовы работать по новым правилам.

Ставка на международный опыт делается и при разработке техрегламентов и стандартов в ЕАЭС.

Порой российские коллеги упрекают белорусскую сторону в пропуске санкционных товаров. Что скажете?

Виктор Назаренко: Ключевой выгодой евразийского рынка является то, что товары, изготовленные в любой из стран ЕАЭС либо ввезенные через их границы, после прохождения процедур оценки соответствия и получения разрешительных документов, например сертификатов, деклараций о соответствии, свидетельств о государственной регистрации и маркировки знаком "ЕАЭС", могут свободно обращаться в любой из стран. Однако, учитывая принимаемые в России решения, со своей стороны мы предприняли шаги, ограничивающие доступ санкционных товаров на российский рынок с территории Беларуси. Так, в отношении продукции, на поставку которой в России введено эмбарго, у нас можно принять и зарегистрировать только национальные декларации о соответствии вместо деклараций о соответствии техническим регламентам Таможенного союза. Это означает, что товар может обращаться только на нашем внутреннем рынке.

Уже второй год действует ЕАЭС. Насколько удалось продвинуться по пути единых требований к продукции и правил ее доступа на общий рынок?

Виктор Назаренко: Сделать удалось немало. Развивается договорно-правовая база технического регулирования в ЕАЭС. Готовятся соглашения по обеспечению безопасности и обращению продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС; по устранению технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами; по гармонизации законодательства в сфере государственного надзора. Из принятых 35 технических регламентов 34 уже вступили в силу. В разработке находится 21 регламент, в 18 вносятся изменения. Для выполнения принятых технических регламентов применяется более 8000 межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции и методы ее испытаний. Но этого крайне недостаточно, поэтому все страны союза заняты разработкой недостающих стандартов.

Что касается оценки соответствия, то здесь, к сожалению, до сих пор не реализован в полной мере принцип Договора о ЕАЭС, касающийся единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции. Нас очень беспокоит, что согласованное решение на эту тему до сих пор не подготовлено. Госстандарт будет вновь инициировать рассмотрение этого вопроса на площадке ЕАЭС.

Есть проблемы и с развитием испытательного комплекса. По ряду видов продукции достаточно остро стоит вопрос наличия испытательных лабораторий, например по компонентам транспортных средств, средствам индивидуальной защиты. Он требует оперативного решения, скоординированного прежде всего в рамках ЕАЭС. Проблемы достаточно сложные, но в наших ближайших планах - совместными усилиями найти их решения.

Российская Газета. Союз. Беларусь-Россия - №741 (17)


Поделиться:







Подписка на новости