Татьяна Валовая: Кыргызстану нужно ориентироваться на союзный рынок ЕАЭС

30.05.2016 Новости технического регулирования

Член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая поделилась с "ВБ" видением перспектив Евразийского экономического союза и Кыргызстана в нем.

- Татьяна Дмитриевна, на ваш взгляд, Евразийский экономический союз справляется с современными экономическими вызовами?

- Это объединение, безусловно, уже сейчас смягчает для всех стран - участниц ЕАЭС проблемы глобальной экономики. Кризис, начавшийся в 2008 году и временно приостанавливавшийся в 2012-13 годах, в 2014 году вступил в новую фазу. Наши страны неразрывно связаны с глобальной экономикой и ощущают негативные проявления, обусловленные падением цен на энергоресурсы и другими проблемами. Но не существуй ЕАЭС, воздействие внешних факторов на экономики наших государств было бы гораздо большим.

- Тем не менее преисполняться оптимизмом тоже пока не приходится.

- Будем объективны. Действительно, по итогам 2015 года падение союзного ВВП составило минус 3,1 процента. Правда, за счет Беларуси и России, в других странах ЕАЭС сохранялся рост по этому показателю. Начало 2016 года также было отмечено замедлением экономического роста в России, Беларуси, Казахстане, в определенной степени – в Кыргызстане. Но все же в текущем году ожидаем уже меньшее падение, чем в 2015-м – на уровне минус 1,4 процента. А прогнозы на 2017-2018 годы позволяют говорить о возможности возвращения экономического роста на положительный показатель. Опять же в январе-феврале 2016-го объем взаимной торговли в рамках ЕАЭС сократился примерно на 18 процентов, тогда как экспорт в третьи страны – на 40 процентов! Мы видим, что за счет внутренних резервов, сотрудничества внутри ЕАЭС некоторые издержки, которые приходится нести из-за волатильности валют на глобальных рынках, уже начинаем компенсировать. И во все этом – тоже стабилизирующая роль Евразийского экономического союза.

- За счет чего она обеспечивается?

- Еще при формировании пакета документов по Единому экономическому пространству, которое начало функционировать с 2012 года, в него было включено соглашение о согласованной макроэкономической политике. Оно предусматривало наличие необходимых инструментов регулирования в случае возникновения угроз нашим экономикам. На основании этого опыта и в Договор о ЕАЭС вошли соответствующий раздел, приложение к нему. Используя существующие механизмы, мы действуем в расчете на несколько временных горизонтов. Обеспечение устойчивости экономик – задача уже сегодняшнего дня, на нее надо реагировать некими краткосрочными решениями, и у нас есть их формат. Каждый год президенты стран ЕАЭС, по сложившейся традиции, в мае, на заседании Высшего Евразийского экономического совета утверждают основные ориентиры макроэкономической политики на ближайшую перспективу. Такие документы всегда носят определенную антикризисную направленность.

- А как эти договоренности реализуются на практике?

- На уровне правительств наших стран, Евразийской экономической комиссии ведется постоянная работа по использованию возможностей, предусмотренных Договором о ЕАЭС, и в макроэкономической, и в валютно-финансовой сферах. Сосредоточиваемся на первоочередных задачах, это снижение темпов инфляции, сокращение волатильности валютных курсов, стимулирование экономического роста, вырабатываем комплекс необходимых мер.

- И каковы они?

- Например, расширение использования национальных валют во взаимной торговле.

- А как насчет единой валюты, о которой столько уже говорилось?

- Для ее введения необходимо наличие и единого рынка, высоко интегрированного во всех секторах экономики. Такая задача ставится, но на более длительную перспективу. А пока такой рынок еще не создан, нет потребности и в единой валюте. И на нынешнем этапе переход на нее был бы не только преждевременным, но и чреватым негативными экономическими последствиями. Зато благодаря более активному использованию нацвалют стран ЕАЭС можно снимать и некоторые элементы волатильности в торгово-экономических отношениях, и развивать наш общий финансовый рынок.

- Как, по-вашему, будет чувствовать себя кыргызский сом на нем?

- Конечно, преимущество обычно имеет валюта, обслуживающая более крупную экономику, и в этом плане оно, казалось бы, у российского рубля. Однако сом является очень стабильной валютой, и у него преимущество – именно в этом. Какую валюту в рамках ЕАЭС будут предпочитать экономические операторы, пока трудно сказать. Но думаю, что сом может получить большую, как говорится, долю с точки зрения относительного веса кыргызской экономики в Союзе. Все будет определяться макроэкономической политикой республики, устойчивостью ее валюты и в целом экономическими показателями Кыргызстана. Хотела бы привести такой пример. В Евросоюзе еще до введения некоторые малые государства имели очень устойчивую валюту. И именно благодаря этому она активно участвовала во взаиморасчетах. Например, голландский гульден или датская крона.

- В прошлом году к ЕАЭС, образованному Беларусью, Казахстаном, Россией, присоединились Армения и Кыргызстан. Планируется ли дальнейшее расширение этого объединения?

- Думается, делать это самоцелью нет необходимости. Вступление Кыргызстана и Армении – это был объективный, абсолютно продуманный, хорошо подготовленный процесс. Но в целом расширение ЕАЭС не должно быть хаотичным, форсированным. Вместе с тем многие страны, и не только на постсоветском пространстве, уже охотно идут на контакт с ЕАЭС. Этот Союз является полноценным субъектом международного права, который может заключать международные договора от своего имени. В 2015 году он подписал первое соглашение о зоне свободной торговли, партнером по соглашению стал Вьетнам. Наднациональный регулирующий орган Союза – Евразийская экономическая комиссия – взаимодействует в формате меморандумов с правительствами Монголии, Чили, Перу, Камбоджи и Сингапура. В целом же ЕЭК подписала более 20 меморандумов с международными организациями, включая организации системы ООН.

- Страны Евросоюза пока дистанцируются от ЕАЭС?

- Европейское сообщество, в отличие от европейских бизнесменов, пока не осознает преимущества ЕАЭС. Это не вина последнего, государств, входящих в Евразийский экономический союз. Он с самого начала предлагал европейским коллегам начать активный диалог, подчеркивая: это важно для обеих сторон. Европейский бизнес не может обсуждать вопросы по техническому регулированию или по таможенному администрированию ни с Россией, ни с Беларусью, ни с Казахстаном, ни с Арменией, ни с Кыргызстаном в отдельности, только с Союзом целиком, с ЕЭК. Мы постоянно подчеркиваем актуальность темы, которая давно уже стоит в повестке дня, а именно: создание совместными усилиями общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

- Почему же Старый Свет никак не может проникнуться такой идеей?

- Причину того, что наши взаимоотношения с Евросоюзом сейчас находятся, скажем так, на самом начальном этапе, вижу в старых стереотипах, все еще исповедуемых в ЕС. Многие там представляют ЕАЭС как некое политическое объединение, тон в котором, мол, задает Россия. Так думают многие политики, но, повторюсь, отнюдь не бизнесмены, которые уже стремятся пользоваться преимуществами ЕАЭС. При этом замечу, в период 90-х годов именно ЕС, Еврокомиссия активно содействовали евразийской интеграции. В наших странах, включая и Кыргызстан, реализовывалось большое количество проектов по линии ТАСИС (разработанная по инициативе Европейского союза программа помощи новым независимым государствам в переходе от системы централизованного планирования к рыночной экономике и укреплению демократии. – "ВБ"). Финансировалось изучение европейского опыта интеграции, поддерживалась идея восстановления экономического союза на пространстве бывшего СССР. Надеюсь, в Еврокомиссии по-прежнему есть немало людей, который помнят этот опыт.

- Кто еще мог бы помочь пробить брешь в стене пресловутых стереотипов?

- Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, который сейчас председательствует в ЕАЭС, предложил европейским коллегам начать с неформального диалога. Его планируется осуществить в рамках совместного форума Евразийского экономического союза и Европейского союза, намечаемого на нынешнюю осень. В ходе форума представителям ЕС была бы представлена подробная информация о сущности и целях ЕАЭС, приоритетах в его деятельности, о том, какие преимущества от сотрудничества с ним получила бы Европа. На экспертном уровне сейчас производится совместная оценка экономических эффектов от такого взаимодействия, эти материалы также были бы озвучены в ходе форума. Напомню и о том, что президент Казахстана предложил сделать 2016 год годом углубления взаимодействия ЕАЭС с другими интеграционными объединениями и другими странами. Так что соответствующая работа сейчас разворачивается по различным направлениям.

- Как Кыргызстан позиционирует сегодня себя в ЕАЭС?

- Он активно участвует во всей многогранной работе Союза, Евразийской экономической комиссии, выступает с полезными для всех инициативами. Прошло еще не так много времени с момента вступления республики в ЕАЭС, но в рамках Союза она уже решила ряд актуальных проблем, возникавших на пути полновесной интеграции в него. Есть положительные показатели и по внутрисоюзному сотрудничеству. Например, если взять январь-февраль 2016-го к аналогичному периоду 2015-го, то кыргызский экспорт в Россию увеличился в 2,6 раза.

- Но активизировался и обратный процесс – поступление товаров из стран - партнеров по ЕАЭС на рынок Кыргызстана. И именно возможный рост таких поставок беспокоит местных представителей малого и среднего бизнеса.

- Полагаю, опасения по этому поводу преувеличены. Кыргызстан был и раньше с Казахстаном и Россией в режиме зоны свободной торговли, поэтому по каким-то ключевым позициям и казахстанские, и российские производители и прежде могли выходить на его рынки. Сейчас для этого появились дополнительные возможности, но, мне кажется, больше преимуществ получает все-таки кыргызстанская сторона. Ведь большое количество товаров из республики на рынки Казахстана и России не выходило из-за определенных ограничений - санитарных, фитосанитарных, ветеринарных. Сейчас они потихоньку снимаются. Не все вопросы еще, конечно, решены, есть ряд тем, над которыми надо и дальше работать, тем не менее этот процесс идет. И я знаю, что в Казахстане уже говорят об увеличении поставок в него сельхозпродукции из Кыргызстана. На мой взгляд, это только плюс, потому что здесь есть перспективы и конкуренции, и снижения цен, что хорошо для потребителя. Вместе с тем здоровая конкуренция всегда приводит к повышению эффективности производства.

- Но если с санитарным и фитосанитарным контролем действительно вопросы успешно решаются, то ситуация со снятием ветконтроля остается более проблематичной. Как скоро она может разрешиться?

- Здесь вопрос абсолютно технический, и правительство Кыргызстана активно им занимается. Речь идет о создании необходимых лабораторий в достаточном количестве и на требуемом уровне, которые будут действовать на территории республики и выдавать необходимые сертификаты. Вместе с тем, для того чтобы полностью открывать и снимать ветконтроль, должна улучшаться и в целом соответствующая ситуация в стране. Также очень важно взаимодействие с партнерами-ветеринарными службами в наших странах. Надеюсь, желаемые подвижки все мы увидим в достаточно обозримой перспективе.

- Какие еще, на ваш взгляд, слабые звенья необходимо укрепить Кыргызстану в процессе интеграции в ЕАЭС?

- Самое главное, надо просто активнее пользоваться новыми возможностями. И одна из самых важных задач, которую, как мне представляется, необходимо решать Кыргызстану - становиться привлекательной точкой для зарубежных инвесторов.

- Из стран ЕАЭС?

- Не только. Скажем, из Китая, возможно, из государств Ближнего Востока и так далее. Ведь членство любой страны в ЕАЭС отнюдь не ограничивает ее возможности для торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, наоборот, приветствует его. Раньше через Кыргызстан шли большие объемы реэкспорта из Китая…

- А сейчас уменьшились?

- Контрабандный поток стал сокращаться еще в процессе подготовки Кыргызстана к вступлению в ЕАЭС, когда нормализовался контроль на границе республики с Казахстаном, а к сегодняшнему дню уменьшился еще больше. И в недалекой перспективе, надеюсь, вообще прекратится. Так вот, наши партнеры, которые раньше свою продукцию транспортировали полностью через Кыргызстан, скажем, в Казахстан и Россию, теперь могут вкладывать деньги в кыргызстанскую экономику. Создавать там, к примеру, швейные производства, и, насколько я знаю, они на территории того же "Дордоя" уже появляются. От налаживания в республике собственных производств, естественно, не только в легкой промышленности, выиграет и Кыргызстан, и страны-союзницы. Открывать производства, создавать новые рабочие места надо именно в расчете на потребности большого союзного рынка. Усилия в этом нам направлении мне представляются приоритетными для Кыргызстана.


Поделиться:







Подписка на новости