14 июня коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрела предложение Казахстана о переносе срока введения требований технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по обязательному оснащению транспортных средств системой вызова оперативных и экстренных служб на один год до 1 января 2018 года, сообщила Gudok.ru пресс-служба ЕЭК. Просьбу Казахстана поддержала Белоруссия, но Россия настаивает на сохранении запланированной даты - 1 января 2017 года. Из-за разногласий коллегия решила вынести вопрос на рассмотрение совета ЕЭК, состоящего из представителей стран ЕАЭС в ранге вице-премьеров. Решения о дате проведения заседания совета пока не принято, сообщила пресс-служба ЕЭК.
Как рассказали Gudok.ru в пресс-службе комиссии, в конце апреля в ЕЭК поступило письмо министерства национальной экономики Казахстана с предложением о внесении изменений в технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности колесных транспортных средств» по переносу сроков введения требований по обязательному оснащению автомобилей системой вызова оперативных и экстренных служб. Перенос сроков позволит создать инфраструктуру для национальной системы «ЭВАК» (аббревиатура образована от слов «экстренный вызов при авариях», система-аналог российской "ЭРА-ГЛОНАСС", разрабатывается Казахстаном с 2012 года).
Первые шаги по развертыванию «ЭВАК» уже выполнены: создан опытный образец терминала, написано программное обеспечение диспетчерского центра. Тестирование системы показало, что опытный образец соответствует требованиям техрегламента, сообщила пресс-служба ЕЭК со ссылкой на данные министерства по инвестициям и развитию Казахстана. В Казахстане началась работа по организации массового производства терминалов, проведена работа по аккредитации испытательной лаборатории. Запустить и отладить систему Казахстан будет способен в конце 2017 года.
Министерство национальной экономики Казахстана отметило, что оснащение автомобилей устройствами вызова при неработающей системе приведет к нарушению прав потребителей. «То есть, люди будут покупать автомобили, оснащенные пока еще ненужными коробками», - пояснила пресс-служба ЕЭК позицию казахского министерства.
Принятым в 2011 году техрегламентом Таможенного союза (ныне – ЕАЭС) «О безопасности колесных транспортных средств» установлены сроки оснащения автомобилей терминалами вызова оперативных и экстренных служб. С 1 января 2015 года такой системой должны обладать все транспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям регламента, с 1 января 2016 года - транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС. Все без исключения колесные транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС, должны быть оборудованы экстренными терминалами связи с 1 января 2017 года.
В марте 2014 года министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании Правительства РФ называл эту же дату - январь 2017 года, когда “все транспортные средства, сходящие с конвейера в России или импортируемые, должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
Тем не менее, в российском Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) отмечают, что установленная процедура применения техрегламента ЕАЭС допускает выпуск в обращение некоторых транспортных средств без терминала экстренной связи. Как сообщили Gudok.ru в пресс-службе Росстандарта, требования техрегламента «распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении "ЭРА-ГЛОНАСС". При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия».
Это означает, что свидетельство ОТТС должно подтверждать соответствие автомобиля требованиям, действующим на момент оформления этого документа, а срок действия выданного ОТТС составляет до трех лет, пояснили Gudok.ru в Росстандарте.
Президент компании «ЕвроМобайл» (занимается установкой терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" на транспорте) Алексей Милославский подтвердил Gudok.ru, что «действительно, не обязательно оборудовать системой "ЭРА-ГЛОНАСС" каждый новый автомобиль, сошедший с конвейера, если модель уже прошла сертификацию и получила свидетельство ОТТС до 2016 года».
В то же время Милославский отметил, что «в законе есть лазейка». «Сертификат выдается сроком на три года и его можно продлевать при незначительных изменениях конструкции, например, формы фар. Тогда он продлевается и без обязательной установки терминала "ЭРА-ГЛОНАСС" сроком еще на три года. Вполне возможно, что некоторые автопроизводители постараются такой «лазейкой» воспользоваться», - считает Милославский, будучи, тем не менее, уверенным, что «ЭРА-ГЛОНАСС" все же станет обязательным элементом всех машин в России.
Российская система «ЭРА-ГЛОНАСС» (ЭРА – «экстренное реагирование на аварии», ГЛОНАСС – «глобальная навигационная спутниковая система») предназначена для оперативного получения на основе спутниковых сигналов информации о дорожно-транспортных и других происшествиях на автодорогах и передачи в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Правовая основа для функционирования этой системы определена федеральным законом от 28 декабря 2013 года «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», согласно которому оснащение выпускаемых в обращение в России транспортных средств категорий «М» (механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров) и «N» (механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов) устройствами вызова экстренных оперативных служб осуществляется производителями транспортных средств в соответствии с требованиями технического регламента ТС о безопасности колесных транспортных средств. Согласно законодательству, ранее выпущенные транспортные средства могут оснащаться такими устройствами по инициативе их владельцев.
Николай Логинов, Gudok.ru