Росаккредитация за два года удалила с рынка сертификации 30% испытательных лабораторий и 43% органов сертификации, деятельность которых не соответствует требованиям законодательства, сообщил руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев на общественном обсуждении, посвященном реформированию национальной системы сертификации в России.
С 2010 года в России шла активная фаза реформы техрегулирования, которая вызвала резкий рост численности органов сертификации, и в 2012 году их количество исчислялось тысячами. С июля 2014 года, когда в силу вступил новый закон "Об аккредитации", Росаккредитация начала наведение порядка среди этих организаций. Число испытательных лабораторий за два года сократилось с 9 тыс. до 6,3 тыс., количество органов сертификации - с 1700 до 970, рассказал А.Херсонцев.
Глава Росаккредитации считает необходимым дальнейшее совершенствование регулирования и контроля за органами сертификации. Предлагается наделить одно из министерств, возможно - Минпромторг, полномочиями по подтверждению деятельности органов аккредитации соответствиям требования законодательства.
"Сейчас практика надзорной деятельности такова, что мы можем сказать органам сертификации, что делать нельзя, а что делать нужно - им никто не может сказать", - сказал А.Херсонцев. Это пробел в регулировании, и его надо восполнить, добавил он.
Необходимо также понять, как в дальнейшем будут соотноситься между собой системы обязательной сертификации (она подтверждает соответствие продукции обязательным требованиям, установленным законодательством) и добровольной (проводится производителем по собственному желанию для тех товаров и услуг, сертификация которых не является обязательной).
По словам А.Херсонцева, сейчас высказываются различные идеи ужесточения системы добровольной сертификации. Он высказал опасения, что если добровольная система "по факту станет обязательной", там начнутся те же проблемы, которые есть в обязательной системе. "Как только что-то становится условием входа на рынок, там возникают такие же болячки, которые присущи сфере, подлежащей регулированию", - считает он. Тем не менее, добровольная система должна принимать на себя повышенные обязанности по контролю за участниками.
Как сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов, проблема несоответствия продукции качеству актуальна для многих отраслей России. На рынке стройматериалов (особенно - цемента) доля такой продукции составляет около 20%, как и на рынке топлива. Средняя доля незаконного оборота на рынке детских товаров составляет 30%, а на рынке детских удерживающих устройств требованиям не соответствует около 80% продукции.
По словам А.Херсонцева, из выданных на начало октября 2016 года сертификатов соответствия только 21% были выданы на продукцию отечественного производства, а 79% - на импорт.
Для того, чтобы вернуть доверие потребителей, необходимо ввести простой и прозрачный принцип прохождения сертификации товаров, считает А.Абрамов. Сертификат должен выдаваться в отношении продукции, прошедшей испытания, которые подтвердили ее соответствие высоким стандартам качества, и маркироваться соответствующим знаком. После получения сертификата должны проводиться дальнейшие испытания товара с правом прекращения действия сертификата в случае, если выявится ухудшение качества. Вся информация о сертифицированной продукции должна размещаться в открытом доступе в электронном реестре.
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Денис Пак рассказал, что сейчас среди производителей распространена практика ставить на товары знак соответствия советским ГОСТам, но и это не всегда означает их высокое качество. Так, 50% из более тысячи проверенных системой Роскачества товаров использовали маркировку ГОСТ, но среди них также была велика доля несоответствия стандартам. Главная проблема этого, по его мнению, заключается в том, что недобросовестный бизнес может с минимальными усилиями выйти на рынок. Необходимо совершенствовать правила стандартизации, это усилит конкуренцию на рынке, позволит пресекать деятельность недобросовестных игроков и повысить качество продукции, отметил представитель министерства.