Недавно принятый закон «О стандартизации» создал базу для весьма основательной реформы этой стандартизации. Законы бывают популярными и не очень. Судя по тому, что российское бизнес-сообщество в последнее время активно подключилось к созданию ГОСТов, упомянутый закон уже пользуется немалой популярностью. Но есть и те, кто заготовил сани летом: их опыт наиболее показателен.
Закон «О стандартизации» был разработан Росстандартом и Минпромторгом как надстройка над законом «О техническом регулировании», принятым 13 лет назад при вступлении страны в ВТО. Позже выяснилось, что регламенты не охватывают львиную долю вопросов, важнейший из которых связан с контролем качества продукции. Между тем, в международной практике эти вопросы традиционно решаются через стандарты.
Интерфейс для госзакупок
Новый закон «О стандартизации» должен поднять «со скамейки запасных» систему государственных стандартов (ГОСТов), ставших необязательными после распада СССР. Ключевая новелла закона — возможность использования прямых ссылок на ГОСТ в нормативных актах. Авторам этих актов больше не придется ломать голову над описанием технических моментов, в которых может разобраться только узкий специалист. Они просто будут давать ссылку на тот или иной стандарт.
В первую очередь, это может повысить дисциплину госзакупок. В законе «О стандартизации» есть две поправки к законодательству о госзакупках, ФЗ-44 и ФЗ-223. Отныне в описании параметров закупаемой продукции заказчик должен ссылаться на конкретный ГОСТ. Если же это невозможно, следует письменно объяснить, почему. Таким образом стандарты можно рассматривать как интерфейс для обеспечения закупок.
Основными разработчиками ГОСТов по-прежнему будут технические комитеты, объединяющие экспертное сообщество и производителей. В большинстве своем они согласны с тем, что промышленность надо поддерживать не только финансами, но и выставлением определенных планок развития. Стандарт — такая планка. Планка, которую устанавливают сильные игроки.
В развитии системы стандартов особо заинтересованы компании, которые чувствуют возможность развиваться быстрее, используя ГОСТы как инструмент повышения собственной конкурентоспособности. По словам руководителя Росстандарта Алексея Абрамова, лидерство будет за тем, кто первым пропишет новейшие стандарты продукции и услуг в своем сегменте, и с его стандартами согласится абсолютное большинство участников рынка. «Во всем мире не государство, а сам бизнес выступает главным разработчиком стандартов. В России он также должен делать стандарты под себя. Лидер в отрасли заботится о своем рынке, работает в сфере стандартизации и тем самым продолжает экспансию на этом рынке — ему это выгодно, это совершенно нормальная практика», — подчеркнул Алексей Абрамов в одном из интервью.
Сильные станут сильнее, слабые будут равняться на сильных. Такое положение дел государство вполне устраивает. Во-первых, это позволит постепенно сместить акценты с государственного финансирования системы стандартизации на бизнес-финансирование, во-вторых, даст производителям возможность самим регулировать положение дел в своей отрасли.
На данный момент особую активность проявляют производители сейфов. Саморегулируемую организацию они создали давно, а в 2015 году приступил к работе ПТК 701 «Средства надежного хранения денежных средств, ценностей и носителей информации». Именно он после вступления в силу закона «О стандартизации» первым презентовал свой пул ГОСТов в Росстандарте.
Четыре угла одной медали
Расширенное заседание профильного ПТК 701 «Средства надежного хранения денежных средств, ценностей и носителей информации» состоялось в Росстандарте 28 июля.
«Ввиду общего усиления тенденции к безопасности в стране назрела острая необходимость рассмотреть вопрос касательно средств технической защиты, — уверен председатель комитета Евгений Петров. — Негативные явления, связанные с хищением денежных средств путем вскрытия банкоматов, хищения и преднамеренная порча лекарственных средств, в частности, наркотиков, проблемы с сохранением данных, составляющих государственную тайну, — все это сподвигло к проектированию новых продуктов и разработке новых нормативных документов. В свою очередь, это напрямую связано с курсом на импортозамещение, взятым Правительством России».
В этом году ПТК 701 успел разработать 5 стандартов. Один из них уже утвержден и вступает в силу с сентября 2015 года — это «Сейфы и шкафы металлические для хранения гражданского оружия и патронов. Общие технические условия». Остальные стандарты были единогласно рекомендованы к принятию и направлены на экспертизу, поэтому кратко перечислим суть каждого из них.
Потребность в ГОСТ Р «Устройства для безопасного хранения. Сейфы и картотечные шкафы огнестойкие. Классификация и методы испытаний на огнестойкость» возникла в связи с расширением кодификации средств технической защиты и введением новых кодов ОКПД-2. Начальник Управления Техрегулирования Валерий Илюхин отметил, что в настоящее время завершается масштабная работа по разработке и согласованию с Минэкономразвития, Минпромторгом и Росстатом новых Кодов в соответствии с новыми проектами национальных стандартов. Огнестойкие сейфы зачастую являются хранилищем государственных тайн, а информация в наше время все чаще хранится на электронных носителях. Новый стандарт одним из критериев испытания сейфов устанавливает не только замер по температуре, но и замер по влажности, которая в случае пожара с последующим тушением может существенно повредить дискеты, флешки или винчестеры. По сути, это модификация ГОСТа к современным реалиям.
ГОСТ Р «Сейфы для хранения наркотических препаратов. Общие технические условия» классифицирует сейфы по назначению: для долговременного хранения наркотических препаратов, для кратковременного хранения и для транспортировки. Вводятся обязательные требования к их конструкции, новые методы испытаний, единые требования к соблюдению температурных режимов, а также требования к проверке устойчивости материалов сейфа к дезинфицирующим средствам. Стандарт разработан в рамках усиления требований к исполнению ПП от 31.12.2009 г. №1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
ГОСТ Р «Устройства защиты от краж аппаратов приема и/или выдачи денежных средств. Общие технические условия» актуален, поскольку в последнее время участились случаи хищения банкоматов. Между тем, к серийному производству готово устройство, которое защищает банкомат простым и надежным способом — с помощью цепей и анкерного крепления. В стандарте прописана методика испытаний этого устройства и основные технические требования.
Идея ГОСТ Р «Ячейки депозитные, блоки депозитных ячеек и системы хранения. Общие технические условия» возникла у Ассоциации региональных банков РФ. По оценке экспертов, действующий стандарт не только не предотвращает поставку контрафактной продукции, но и провоцирует ее, поскольку условия испытания депозитных ячеек там заведомо далеки от реальности. Новый ГОСТ предлагает использовать для испытания ячеек, расположенных в хранилищах, не кувалду, болгарку, газовый резак или полутораметровый лом, а инструменты, которые потенциальный преступник действительно сможет пронести мимо охраны: к примеру, отвертку. Это даст возможность честно сертифицировать продукцию и пресечь торговлю сертификатами.
Два последних ГОСТа — по банкоматам и депозитным ячейкам — вызвали особый интерес у представителей банковского сообщества, в частности, у Сбербанка.
По результатам заседания ПТК в работу комитета включились два ведущих департамента Центробанка и Управление инженерно-технических средств охраны и защиты объектов Межрегионального центра безопасности. Кроме того, предложение о совместной работе поступило от ведущего подразделения Росстандарта по сырью и материалам — ФГУП ВНИИ СМТ и ТК 384.
Зона ответственности
Резкий интерес предпринимателей к нормотворчеству может резко пополнить количество самих комитетов, да и размер каждого из них. Уже сейчас Росстандарту приходится сегментировать по конкретным узким областям огромные ТК, например, в сфере железнодорожного транспорта. Что касается производства сейфов, здесь ситуация особая.
Поскольку сейфы сегодня являются достаточно высокотехнологичными изделиями, ПТК 701 предлагает расширить область деятельности комитета и включить в нее стандартизацию комплектующих, которые оказывают принципиальное значение на характеристики сейфов. Это счетчики открываний, сейфовые замки, биометрия. По сути, комитет готов увеличить зону ответственности.
«Вопрос, действительно, очень сложный, так как конечный потребитель иногда выдвигает требования, которые не в состоянии выполнить производитель комплектующих, — подтвердил начальник Управления технического регулирования и стандартизации Росстандарта Виктор Клюшников. — Но если вы за это возьметесь и если у вас хватит сил и энергии, я это буду только приветствовать».
С одной стороны, чем шире зона деятельности, тем выше ответственность. С другой, зона ответственности — читай, зона влияния. Классическая вилка. Впрочем, если уж бизнес начинает сам себя регулировать и контролировать, то есть надежда, что рынок станет цивилизованным, а новый закон будет лишь способствовать развитию частного сектора экономики.