Реформе контроля и надзора выписывают паспорт

28.11.2016 Новости технического регулирования

На следующей неделе Михаил Абызов представит Дмитрию Медведеву паспорт реформы контроля и надзора до 2024 года. Чиновники должны будут работать как консультанты, отчитываться на регулярных «днях открытых дверей» и взаимодействовать с бизнесом в «бесконтактном режиме» при проверках, говорил он в пятницу членам «Деловой России». Чтобы пробудить у коллег-чиновников «аппетит к дальнейшей работе», Михаил Абызов намерен собрать еще несколько рабочих групп с участием бизнес-объединений, чтобы в течение 2017 года систематизировать требования к безопасности, экологии и охране труда в общепите, ритейле и офисах.

30 ноября министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов представит Дмитрию Медведеву паспорт реформы контрольно-надзорной деятельности в рамках «проектного офиса». В минувшую пятницу на заседании генсовета «Деловой России» господин Абызов рассказал, чего стоит ждать предпринимателям и контролирующим ведомствам в ближайшее время. Напомним, в рассчитанной до 2024 года реформе на первом этапе будут участвовать 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Правительство должно будет утвердить целевые показатели восьми направлений — новой системы оценки эффективности контроля и надзора, внедрения риск-ориентированного подхода, системы профилактики нарушений обязательных требований, исключения дублирующих, устаревших и избыточных требований, новой кадровой политики в органах надзора, системы антикоррупционного мониторинга в контрольно-надзорной деятельности, информатизации этой сферы и распространения принципов контрольно-надзорной деятельности на региональные органы власти (см. “Ъ” от 31 октября).

Михаил Абызов пояснил «Деловой России», какие конкретные меры он предложит главе правительства по этим направлениям. В идеале чиновники должны работать в режиме консультантов, говорил он. Чтобы оценить эффективность работы ведомств, их территориальные управления могут обязать проводить ежеквартальные дни открытых дверей и приглашать туда местные бизнес-объединения. «Это даст возможность всем посмотреть, за что штрафуют, что проверяют и какие типовые нарушения»,— объяснял министр.

По его словам, от «палочной» системы надо уходить, анализируя, какой вред или материальный ущерб повлекли нарушения. Для внедрения риск-ориентированного подхода в течение 2017 года ведомствам надо будет распределить объекты и компании по группам риска. Каждое ведомство должно будет разработать свою методику распределения и перехода из одной категории в другую, отметил министр по делам «Открытого правительства». Рассказал он и о других направлениях работы: так, чтобы снизить коррупционные проявления, в паспорте реформы будет говориться о необходимости «бесконтактного взаимодействия» проверяющего и проверяемого и внедрении фотовидеофиксации нарушений. Для обратной связи предпринимателей с чиновниками им понадобятся «личные кабинеты» по каждому виду контрольно-надзорной деятельности (пока не уточняется, на каком ресурсе, речь может идти о едином реестре проверок от Генпрокуратуры, который планировали дорабатывать в рамках реформы). Господин Абызов оговорился, что создать такие кабинеты «технически несложно, но управленчески непросто».

Отметим, часть предлагаемых новелл в нормативных актах уже закреплена. По утвержденным Белым домом постановлениям риск-ориентированный подход должен быть реализован с 2017 года в трех видах надзора (санитарно-эпидемиологическом, пожарном и надзоре в области связи), а с 2018 года такой контроль должен использоваться уже всеми контрольно-надзорными органами. О необходимости удаленного контроля говорится в принятых летом поправках в закон о контроле (294-ФЗ).

При этом, рассказал господин Абызов, необходимо «определить направления главного удара» реформы, чтобы в 2017 году показать первые результаты и «пробудить аппетит» у органов власти к дальнейшей работе. Он сообщил, что собирается создать несколько рабочих групп с участием бизнес-объединений, которые бы систематизировали требования к экологии, защите и охране труда, технадзору в трех стартовых направлениях — в общественном питании, ритейле и офисах. «В течение первого квартала 2017 года будем формировать команды и подходы»,— пообещал он. Глава «Деловой России» Алексей Репик отметил на заседании, что рабочие группы по контролю и надзору сейчас созданы или создаются во всех основных бизнес-объединениях.

«От реформы уже есть практическая отдача. Мы активно работаем с Генпрокуратурой, которая осуществляет надзор за надзорами и утверждает плановые и внеплановые проверки. В прошлом году от надзорных ведомств были поданы заявки на проведение в 2016 году 657 тыс. проверок. Мы провели с ними большую работу по систематизации объектов по категориям риска. В этом году подано заявок на 463 тыс. плановых проверок для проведения в следующем году, то есть почти на 200 тыс. меньше. Ожидается, что из них ещё около 100 тыс. проверок будут сняты», — рассказал «Ъ» Михаил Абызов. Он рассчитывает, что быстрые результаты принесет использование чек-листов, в которые должны быть включены требования, представляющие самый высокий уровень риска. Именно на проверке этих требований и должны будут сконцентрироваться инспекторы. На чек-листах предлагается размещать QR-коды, которые позволят увидеть информацию о проверке во всех информационных системах и дадут возможность получения обратной связи от предпринимателя. Результативной при этом будет считаться и та проверка, в ходе которой никаких нарушений не выявлено.

Софья Окунь

"Коммерсантъ" от 28.11.2016, 02:53 

 


Поделиться:







Подписка на новости