Почему сертификат Таможенного союза не гарантирует качества продукции?

03.09.2015 Точка зрения

Есть изготовитель товара и потребитель этого товара. Еще есть третья сторона, которая подтверждает, соответствует ли продукция требованиям стандарта. Что же такое стандарт,  сертификат, орган подтверждения соответствия сертификатам? И что они могут дать рядовому покупателю — расскажет руководитель научно-исследовательского центра «Алматы – стандарт» Куляй Булебаева.

— Как я понимаю, любой продукт, появившийся на нашем рынке, должен соответствовать неким нормам и иметь сертификат?

— В стандартах регламентируются все показатели, но задача обязательной сертификации (то, что у нас регламентировано законом), это требования безопасности. Есть потребительские свойства товара, есть требования безопасности. Безопасность – задача сертификации.

— Мы сейчас работаем в рамках Таможенного союза. А до этого у нас был свой закон, у Беларуси — свой, у России — свой. Сейчас стоит задача подвести законы под общий знаменатель?

— Мы сейчас работаем в рамках двух систем. Национальная система технического регулирования — закон о техническом регулировании — действует с ноября 2004 года. В него периодически вносятся изменения, в том числе в рамках законодательства технического регулирования Таможенного союза. Есть соглашение о том, что наши национальные системы технического регулирования, которые включают в себя и стандартизацию, и сертификацию будут гармонизироваться под законодательства всех стран Таможенного союза. На сегодняшний день достигнуты соглашения в единых требованиях, в едином подходе. Результатом являются технические регламенты Таможенного союза, которые распространяются на все страны-участницы. Существует более 20 с лишним технических регламентов. Это технический регламент о безопасности пищевой продукции, транспортных средств, о безопасности низковольтного оборудования и т.д. Это четкие требования к какой-либо продукции, независимо от того, в какой стране будет производство и проверка соответствия. Все страны работают по одним и тем же нормам.

— Сейчас уже не важно, произвожу я товар для Казахстана или отправляю в Таможенный союз?

— Если ваша продукция попадает под требования технического регламента Таможенного союза, то одинаково для Казахстана и других стран. Потому что установлены единые бланки сертификатов соответствия, декларация соответствия с пометкой «Таможенный союз». Если же на вашу продукцию еще нет технических регламентов Таможенного союза, то она будет регламентироваться национальным законодательством. Есть 367 постановление от апреля 2008 года — в нем перечень продукции по кодам, какая из нее подлежит обязательной сертификации. Если вашей продукции нет ни в казахстанском перечне, ни в документах Таможенного союза, то ваш товар не подлежит сертификации. И ваше право — сертифицировать или нет.

— Всю эту информацию где может узнать молодой производитель?

— Что касается национального законодательства, то это есть в правовых системах «Әділет», «Заң», «Закон». Любой документ, регламентирующий нашу деятельность, проходит юридическую регистрацию в установленном порядке и входит в сборник актов по законодательству. Что касается Таможенного союза, есть сайт, на котором вы найдете всю информацию.

— То есть искать самим. А так, чтобы пришел и все рассказали — нет?

— По регионам есть департаменты. Департамент по техническому регулированию по городу Алматы находится на ул. Алтынсарина 83, на 7 этаже. Информацию вы можете получить в установленном порядке при письменном обращении.

— Предприниматель будет искать информацию, чтобы как-то продвигать свою продукцию. А покупатель – должен ли он считать, что стандарты, которые сейчас приводятся к общему знаменателю, каким-то образом повлияют на качество продукции? Значит ли это, что наша продукция в Таможенном союзе и та, что попадает к нам, будет более качественная?

— Более и менее качественная – это не совсем сфера государственного регулирования. Это широкое понятие. Главное для государства – обеспечить безопасность. Чтобы не было вреда здоровью или окружающей среде. Поэтому жестко регламентируется безопасность. Нет понятия – более безопасное, менее безопасное. Продукция, которая прошла всю процедуру и выпускается в соответствии с техническим регламентом, безопасна. А то, что касается качества, это вопрос конкуренции. Если ты хочешь, чтобы твоя продукция была востребована, то нужно соответствовать вкусам своего потенциального или уже существующего потребителя. Это новые рынки. Если мы хотим туда выйти, то должны производить продукцию, которая по всем показателям должна быть конкурентоспособной. Чем больше игроков на рынке, тем лучшего качества будет продукция.

— То есть выиграет все равно покупатель.

— Естественно.

— А на самой продукции это будет как-то отражаться? К маркировке же тоже есть требования?

— Если мы ведем речь о продуктах, которые производятся в рамках технического регламента Таможенного союза, то она должна маркироваться знаком доступа на рынок — ЕАС. Покупатель замечает этот знак либо на типографской упаковке, либо он наносится в виде стикера или голограммы. Если ты хочешь реализовать на рынке продукцию, то ты должен промаркировать ее таким знаком. Можно маркировать только ту продукцию, которая в установленном порядке прошла подтверждение на соответствие в форме сертификации или декларирования. Или государственную регистрацию — в зависимости от того, как установлено соответствующим техническим регламентом. Но без этого знака продукция не может реализовываться.

— А подтверждение соответствия – это что? Та продукция, которая уже поступила на наш рынок, она уже не исследуется по показателям? Мы уже верим производителю, который несет ответственность?

— В рамках Таможенного союза, если продукция маркирована общим знаком доступа на рынок, это говорит о том, что она прошла установленную процедуру. Другое дело что правомочность маркирования периодически проверяется в ходе государственного контроля. Есть специальные органы. В Казахстане это комитет по защите прав потребителей, есть департаменты технического надзора. Планово или внепланово они проверяют. Когда они приходят, то получают информацию. Если продукция прошла маркирование – значит она вошла в реестр. Есть общий реестр выданных сертификатов, общий реестр зарегистрированных деклараций. Можно проверить, насколько объективно была проведена процедура. Это усиливает ответственность и продавца, и производителя, который маркирует продукцию этим знаком.

— Если он не имел права ставить этот знак, но поставил, то будет отвечать?

— Естественно в соответствии с законодательством — вплоть до уголовной ответственности.

— А менеджмент качества тоже осуществляется в рамках Таможенного союза или есть другая процедура?

— Менеджмент качества и его сертификация – это неоднозначно сертификация продукции. То есть, если предприятие имеет сертификат на систему менеджмента качества, это не о том, что у него продукты соответствуют. Система менеджмента качества – это управление планированием организации производства. Проверять качество мы можем разными способами. Можем проверять каждую партию и каждый продукт, а можем организовать производство предупреждающими действиями так, чтобы продукция на выходе отвечала установленным требованиям. Опять же требования разные. Система менеджмента работает на удовлетворение потребителя. Я должен обеспечить желаемое потребителем качество -и вот система менеджмента регламентирует этот процесс. В этой системе предусматривается, что организация, которая внедрила у себя эту систему и сертифицировала, должна соблюдать законодательные требования в отношении безопасности самой продукции и безопасности производства. Есть стандарт ISO 9001 – это универсальный стандарт, по которому установлены требования к любому производству, к любому процессу оказания услуг. А потом каждое предприятие адаптирует этот стандарт под себя.

— Я – покупатель, беру упаковку, вижу ISO 9001. Значит на этом предприятии все организовано так, что риски минимизированы?

— Да. Предприятие работает над тем, чтобы к покупателю не попала опасная продукция. Контролирует процесс планированием и внутренними проверками. В управлении производством очень много же нюансов, начиная от его инфраструктуры, персонала до анализа заявок на продукцию — могу ли я удовлетворить запрос на качество. Система менеджмента говорит о том, что высшее руководство заботится об имидже предприятия, о росте доверия к нему.

— Думаю, читатели перечитают наше интервью несколько раз. Потому что в нем много важных нюансов как для предпринимателей, так и для покупателей.

— Все рассказать сразу невозможно. Но есть слайды, есть интернет, есть органы сертификации. Пользуйтесь своими правами!

Спасибо!

Информационно-аналитический портал 365Info

 


Поделиться:





Подписка на новости