С 1 июля в полном объеме заработал закон, направленный на кардинальное улучшение качества выпускаемой продукции
Больше десяти лет наш реальный сектор экономики живет по правилам только технического регулирования и воспринимает стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование — лишь одна из областей применения стандартов, к тому же не самая основная. С 1 июля вступил в действие Федеральный закон №162-ФЗ «О стандартизации в РФ», одной из целей которого является улучшение качества жизни населения страны и повышение качества продукции.
Что для нас, рядовых потребителей, дает данный правовой документ? Об этом наш разговор с директором ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РТ» Фаридом Туктаровым.
До принятия данного закона стандартизация, по сути, была элементом технического регулирования, обеспечивая лишь вопросы безопасности продукции и оставляя за бортом вопросы качества и конкурентоспособности на российском рынке, - говорит Фарид Хайдарович. Государство оставляло за собой полномочия вмешиваться с административных позиций только в те вопросы, которые непосредственно связаны с безопасностью. Всё остальное должен был регулировать рынок за счет конкуренции товаров. Однако, практика показала, что рынок не способен всё отрегулировать.
Но сегодня у российской системы стандартизации есть мощный законодательный якорь—это соответствующий закон о стандартизации. Он учитывает условия и потребности рынка, и безусловно, стандартизация вернется на то место, которое традиционно занимала в экономике нашего государства.
Примером этого может послужить факт, что во время начала действия закона о техническом регулировании военные не отказались от ГОСТов. Вся военная техника изготавливается с соблюдением ГОСТов. Мы Великую Отечественную войну выиграли потому, что делали продукцию по строгим стандартам.
- Люди верят маркировке ГОСТ на продуктах в магазине, похоже, что стандарт возвращает свой высокопоставленный статус?
- Это действительно так! Законом о стандартизации предусмотрена обязательность соблюдения стандарта, если товаропроизводитель публично заявил о соответствии продукции национальному стандарту, например, указав на упаковке или в товаросопроводительной документации номер стандарта.
Если же производитель не соблюдает требования данного стандарта (использует в изготовлении, например, пищевой продукции неразрешенные ГОСТом ингредиенты), то неминуемо наступает ответственность за обман потребителя. В ближайшее время будут приняты поправки по ужесточению административной ответственности за нарушение правил маркировки. Кстати сказать, Правительством РФ утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года. И что особенно радует, россияне всё больше и больше интересуются качеством продукции, смотрят состав пищевой продукции, срок её годности, по какому документу она произведена, кто производитель, т.е. у них повышается ответственность за свое здоровье и здоровье своих близких, а это в свою очередь заставляет товаропроизводителя выпускать конкурентоспособную продукцию!
- Закон о стандартизации внес свою лепту и в сферу государственных закупок…
- Совершенно верно. С 1-го июля 2016г. начали действовать новые редакции Закона №44-ФЗ и Закона №223-ФЗ. Изменения законодательства в области госзакупок коснулись стандартизации требований к описанию объекта закупки. Теперь заказчики должны учитывать требования национальных стандартов в описании объекта закупки при планировании, а также при подготовке извещений и документации. При составлении технического задания на закупку товара обязаны использовать только стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
- А кто контролирует, соответствует ли продукция ГОСТу, указанному на упаковке?
Если Вы имеете ввиду пищевую продукцию, то это полномочия Роспотребнадзора. Они проверяют не только маркировку, упаковку, качество и безопасность продукции, но и осуществляют надзор за соблюдением правил продажи товаров.
- А если возникло сомнение в качестве предоставленной услуги?
- Надо признаться, что сегодня на долю услуг приходится только 1,2% принятых и реализуемых национальных стандартов. Такое несоответствие между вкладом услуг в качество жизни населения и экономику страны и невысоким уровнем стандартизации связано с особенностями этой отрасли. Услуги сложно измерить, нельзя взвесить, определить их цвет или твердость, но для них характерны те же проблемы, что и для других объектов стандартизации. Сегодня уже разработаны и действуют стандарты на услуги общепита, торговли, туризма, ремонта бытовой техники, ритуальные услуги, спортивно-оздоровительные услуги, услуги жилищно-коммунального хозяйства. Перечень услуг расширяется, добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др. На эти услуги стандартов пока нет.
- Новым законом введены такие документы по стандартизации, как информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (НДТ). Фарид Хайдарович, расшифруйте, пожалуйста, это понятие.
- Начнем с того, что к «доступным» относятся те технологии, которые разработаны с учетом экономических и технических реалий, «наилучшие» - наиболее эффективные для достижения высокого уровня защиты окружающей среды в целом. НДТ – это, по сути, свод наиболее приемлемых технологических решений, представляющий собой результат коллективного договора между властью, создающей условия для промышленного развития и осуществляющей экологический надзор, и бизнесом, для которого важно сохранить рентабельность и потенциал развития.
Для создания единых подходов при разработке справочников НДТ Росстандартом создан специальный Технический комитет по стандартизации и сформировано Бюро наилучших доступных технологий, в обязанности которого входят вопросы по формированию и деятельности технических рабочих групп (ТРГ) по отраслям, которые и занимаются разработкой справочников по НДТ.
К примеру, возьмем такую отрасль, как производство керамического кирпича. Практически все производители кирпича и керамической плитки включены в перечень основных загрязнителей и отнесены к первой категории по степени воздействия на окружающую среду, т.е. обязаны будут получать комплексные экологические разрешения. Для его получения необходимо будет оформить заявку и комплект документов, подтверждающих соответствие технологических показателей требованиям НДТ.
Мировой опыт показывает, что существуют технологии, которые обеспечивают не просто минимальный, а строго нормированный выброс/сброс вредных веществ и микроорганизмов в окружающую среду при изготовлении этого изделия. При разработке справочников НДТ были учтены данные зарубежных и отечественных производителей. Надо отметить, что предприятия республики активно включились в разработку данных документов. И сегодня специалисты таких компаний, как «Татнефть», «Менделеевсказот», «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО», «ТАИФ-НК», а также нашего ЦСМ включены в состав десяти технических рабочих групп, которые напрямую участвуют в разработке данных документов.
В целом справочники НДТ направлены на проведение модернизации производства, это можно сказать своеобразное пособие для промышленников, как улучшить экологические и одновременно экономические показатели своего предприятия.
Они, с одной стороны, будут применяться предприятиями для подготовки корпоративных программ внедрения НДТ, с другой – регулирующие органы, ориентируясь на справочники, определят, насколько производство отвечает тем или иным экологическим требованиям. От этого будет зависеть размер платы за негативное воздействие на окружающую среду или получение дополнительных мер поддержки предприятию.
- Где можно ознакомиться с нужным справочником?
Справочники размещаются на официальном сайте Росстандарта в открытом доступе в Интернете.
Уже разработано одиннадцать справочников НДТ. Это касается производства целлюлозы, минеральных удобрений, керамических изделий и других отраслей. Всего будет разработано 47 справочников.
В завершающем 2017 году информационные «навигаторы» охватят производство сырой нефти, переработки попутного газа и других направлений.
- И вы, действительно, рассчитываете реализовать все эти ноу-хау?
- Мы – реалисты и прекрасно понимаем, что все сразу охватить не удастся. Но по наиболее важным направлениям, уверен, выполним поставленные задачи.
- Однако для этого промышленникам придется создавать или расширять штат соответствующих служб?
- Вы совершенно правы. Закон о стандартизации подвигнет руководство предприятий обратить на эту сферу большее внимание. Во времена Советского Союза все предприятия имели в своем штате специалистов по стандартизации. Потом, к сожалению, это было утеряно.
- Получается, мы возвращаемся к некоему хорошему опыту, имевшему место в СССР?
- Борьба за качество через механизмы ГОСТов и иных документов по стандартизации – не российское изобретение. Развитые страны всегда уделяли огромное внимание данному вопросу, потому что это - очень хороший механизм по обеспечению качества продукции.
- То есть задача максимум–обеспечить конкурентоспособность наших изделий на международном рынке…
- Да, это – конечная цель принятых решений.