Главы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 29 мая на заседании в Нур-Султане подписали соглашение о механизме прослеживаемости движения товаров, ввезенных на таможенную территорию союза. Предполагается, что страны будут собирать данные на основе сопроводительных документов и обмениваться ими для контроля за движением отдельных групп товаров. Однако документ лишь определяет базовые принципы такого обмена — конкретный перечень товаров должен быть утвержден отдельным решением сторон.
Страны ЕАЭС подписали соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, это произошло на заседании высшего евразийского совета в Нур-Султане. Также были подписаны международный договор о формировании общего рынка электроэнергии союза (наделяет полномочиями в этой сфере общие структуры) и еще порядка 20 документов. В частности, главы стран дали поручение подписать соглашение об обмене таможенной информацией между ЕАЭС и Китаем.
Главной целью соглашения по прослеживаемости заявлено обеспечение контроля за оборотом товаров и противодействие серому импорту.
В основе механизма лежит документальный учет товаров путем создания в каждой из стран ЕАЭС информационной системы.
При этом сведения, необходимые для прослеживаемости, будут аккумулироваться системой из товаросопроводительных документов (затем предусмотрен их обмен). Соглашением не допускается перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, при отсутствии в национальной системе прослеживаемости сведений об операциях, связанных с таким перемещением. Документ является рамочным — конкретный перечень товаров будет определяться советом комиссии.
В России эксперимент по такой прослеживаемости (от прохождения таможни до пробития кассового чека при розничной продаже) готовил Минфин — основным оператором системы была назначена ФНС, но в ее базы будут поступать данные от таможенной службы России. На внутренних рынках после выхода с таможни эта система контроля документооборота дополняется системой цифрового контроля оборота товаров на внутреннем рынке. Оператор собственной системы маркировки товаров в РФ — Центр развития перспективных технологий, он также участвует в подготовке наднациональной системы маркировки в ЕАЭС. При выявлении разрыва в уплате НДС в рамках цепочки перепродажи товара таможня будет выставлять профили риска компании, которая такую декларацию подала, пояснял в интервью “Ъ” первый замглавы ФТС Руслан Давыдов. Всего соглашением было определено 15 групп товаров (холодильное и морозильное оборудование, стиральные машины, мониторы и т. п.).
Также страны договорились развивать использование электронных пломб при транзите товаров, для этого таможни пятерки должны будут разработать «дорожную карту», сообщил господин Давыдов после заседания.
По его словам, «карта» должна быть направлена в ЕЭК до 1 сентября, в третьем квартале таможням поручено провести многосторонний эксперимент.
«Позиция такая, что при условии применения пломб разрешить транзит украинских товаров, санкционных товаров с тем, чтобы мы были уверены, что эти товары не остаются в России. Такая практика есть, но она очень ограничена в узком коридоре — через Белоруссию»,— отметил первый замглавы службы, заявив, что «таможенные органы стран ЕАЭС серьезно сблизили позиции по вопросам применения пломб». Ранее эксперимент с пломбами уже запускали Россия и Казахстан. Руслан Давыдов в интервью “Ъ” пояснял, что операторами будут национальные компании государств—членов ЕАЭС, но они должны организовать взаимодействие между собой.
При этом сторонам вновь не удалось урегулировать распределение импортных пошлин — этот вопрос был перенесен на уровень межправсовета, его ближайшее заседание состоится в Бишкеке 9 августа, сообщили “Ъ” в ЕЭК. Напомним, страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт (см. “Ъ” от 18 апреля). В то же время разрешению этого спора препятствуют давние двусторонние разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.
Татьяна Едовина
Газета "Коммерсантъ" №92 от 30.05.2019, стр. 3