Впервые за пять лет в России снизилось производство сырных продуктов с заменителем молочного жира. Выпуск настоящего сыра продолжает расти. В том числе это стало следствием борьбы с фальсификатами, признают игроки рынка
В январе—апреле 2019 года российские производители выпустили 57,9 тыс. т сыров, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из опубликованных Минсельхозом данных Росстата.
Параллельно упало производство так называемых сырных продуктов — они содержат молоко и произведены по технологии сыра, но часть молочного жира в них заменена другими компонентами, прежде всего растительными жирами. Таких продуктов в первые четыре месяца 2019 года было выпущено 57,3 тыс. т, что на на 7,6% меньше, чем годом ранее.
Производство сырных продуктов снизилось впервые за пять лет, указывает Артем Белов, исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Например, в 2018 году, по данным Минсельхоза, выпуск сырных продуктов увеличился на 5,4%, до 190 тыс. т, в 2017-м — на 8,2%, до 182 тыс. т.
До 2014 года доля сырных продуктов в рационе россиян, по словам Белова, была небольшой, но с введением продовольственного эмбарго в ответ на санкции ЕС и США, а также из-за экономического кризиса тренд изменился. В категории сырных продуктов, которые стоят, как правило, дешевле изделий из цельного молока, начался активный рост. Потребление традиционных сыров при этом стагнировало.
В 2018 году потребление сырных продуктов в России достигло своего пика, считает Белов. По его словам, сейчас доля сырных продуктов в общем объеме потребления сыров — около 25–27%, а весь российский рынок эксперт оценивает чуть меньше чем в 1 млн т.
Что говорят чиновники
В этом году растет производство не только различных видов сыров, но и творога и йогуртов, этому способствует постепенное изменение предпочтений потребителей, говорится в материалах Минсельхоза. В министерстве не ответили на запрос РБК.
Россельхознадзор предлагает свою трактовку событий. Снизившееся производство сырных продуктов, по мнению представителя ведомства Юлии Мелано, обусловлено тремя причинами:
-
неминуемым вхождением молочной продукции в систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий»;
-
активной работой с потребителем через СМИ;
-
интенсивной практикой Россельхознадзора, который отзывал у недобросовестных производителей декларации о соответствии качества на молочную продукцию, в том числе на сыры.
Растущее потребление продуктов с заменителями молочного жира привлекло внимание государства: из-за недобросовестной конкуренции начали страдать российские производители молока. Бороться с молочным фальсификатом «до последнего патрона» призывал еще предыдущий глава Минсельхоза Александр Ткачев. Он предлагал запретить использовать при производстве сыра сухое молоко, а при производстве всей молочной продукции — растительные жиры. Чтобы сделать продукты с заменителями молочного жира менее привлекательными, Минсельхоз даже предложил повысить на них НДС с льготных 10 до 20%. Производители, впрочем, с этим не согласились, предупредив, что снижение производства молокосодержащих продуктов снизит объем потребления сырого молока и приведет к падению цен для производителей.
Триумф домашней моцареллы
С марта 2018-го по апрель 2019 года в крупнейших розничных сетях были проданы 310,5 тыс. т сыров почти на 147,5 млрд руб., оценивает исследовательская компания Nielsen (в целом во всей рознице продажи, по мнению Союзмолока, должны быть в разы больше). По сравнению с предыдущим аналогичным периодом был зафиксирован рост на 4% в натуральном выражении и на 11% — в денежном. Быстрее всего росла категория мягких сыров (+18% в натуральном выражении и +19% в денежном), а также моцарелла (+17 и 19% соответственно). С 2014 года поставки моцареллы из Европы (классическая моцарелла производится в итальянской Кампании) запрещены.
Что говорят производители
С января 2019 года понятие «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра», в которых доля молочного жира должна быть не меньше 50%, закреплено в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Принципиальное изменение наименования позволяет очень четко отделить классический сыр от его заменителей, отмечает Белов из Союзмолока. По его мнению, в ближайшем будущем доля сырных продуктов в потреблении вряд ли будет расти.
«Определенную» роль в снижении производства сырных продуктов могло сыграть и ожидаемое полноценное внедрение системы «Меркурий», признает Белов. Система призвана прослеживать движение продукции от «поля до прилавка», с 1 июля этого года в ней будет учитываться готовая молочная продукция, что позволит изменить ситуацию с некорректной маркировкой.
Сейчас «Меркурий» контролирует только поступление сырого молока переработчикам, но не выход готовой продукции, указывает Дмитрий Матвеев, президент группы «Кабош» (входит в пятерку крупнейших в России производителей молока и выпускает более 20 традиционных сортов сыра). Поэтому, по его мнению, система сможет повлиять на динамику сырного производства только после июля.
На рост производства классического сыра, по мнению Белова, повлияло и ограничение импорта так называемых сыроподобных продуктов. В последние годы Россельхознадзор активно включился в борьбу с ввозившимися из-за рубежа «небезопасными и некачественными» сыроподобными продуктами, которые выдавались за сыр, но могли вообще не содержать молочного жира. В 2018 году Мелано оценивала, что ежегодно в Россию ввозится около 150–300 тыс. т таких продуктов, — они поступали через Белоруссию как продукция из Македонии и Ирана, но на самом деле производились на Украине.
С этого года сырные продукты, которые содержат менее 50% молока, по решению Евразийской экономической комиссии попали под ветеринарный контроль Россельхознадзора. Это привело к тому, что серьезно — по оценке Союзмолока, на 60–70%, — сократились реэкспортные поставки сыроподобных продуктов, отмечает Белов.
Исполнительный директор Союзмолока также обращает внимание на то, что с 1 июля вступает в силу постановление правительства, которое обязывает магазины ставить молокосодержащую продукцию на отдельные полки, чтобы их было легко визуально отличить от других продуктов. Опрошенные РБК ретейлеры не ответили на запросы РБК.
Автор: Елена Сухорукова
Исчтоник: РБК