С 12 по 13 ноября 2019 года в Республике Армения, в Ереване, прошел VII Международный форум «Антиконтрафакт-2019», посвященный проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Организатором форума выступило Правительство Республики Армения при поддержке Евразийской экономической комиссии, Министерства промышленности и торговли России и Международной ассоциации «Антиконтрафакт».
Проблема межгосударственного значения
Форум «Антиконтрафакт» уже давно стал центральной дискуссионной площадкой в рамках Евразийского экономического союза, на которой представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты, представители общественности имеют возможность обсудить проблемы защиты рынков от незаконного оборота промышленной продукции. Форум – площадка для конструктивного диалога и выработки совместных решений в целях формирования цивилизованного рынка товаров и услуг.
Пленарное заседание открыл вице-премьер Правительства Республики Армении М.Г. Григорян.
Министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т.М. Жаксылыков в своем выступлении отметил, что «выявление контрафактной продукции на пространстве ЕАЭС растет, в 2018 году у нас зафиксировано 54% роста объема такой продукции. Такие объемы контрафакта могут разрушать любой бизнес, построенный на правах интеллектуальной собственности. В сложившейся ситуации нужно предпринимать адекватные меры по выстраиванию единой эффективной системы для борьбы с контрафактной продукцией и защиты интеллектуальной собственности».
По словам Т.М.Жаксылыкова, создание системы маркировки и прослеживаемости товаров, которое начато на территории ЕАЭС, может помочь в борьбе с контрафактом.
Министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям К.А.Минасян в своем выступлении сообщила, что ЕЭК разработала дорожную карту для создания системы и внедрения механизмов для борьбы контрафактной продукцией.
«Особенно нуждаются в защите те потребители, которые приобретают товары на глобальных площадках и не получают ту продукцию, которую заказывали», - отметила она.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Федеральной службы по аккредитации А.И.Херсонцев рассказал о перспективах развития инфраструктуры качества в рамках Евразийского экономического союза. В частности, речь идет о внедрении новых инструментов госконтроля и использовании возможностей цифровой платформы национальной системы аккредитации Российской Федерации с целью противодействия недобросовестному поведению участников рынка оценки соответствия.
Он отметил, что за последнее время на площадке Евразийской экономической комиссии получил развитие ряд важных инициатив российской стороны. Так, были ужесточены правила и критерии по включению органов по оценке соответствия в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС и его национальную часть, установлены дополнительные требования к органам по оценке соответствия в части их компетентности и добросовестности.
Разработан правовой механизм приостановления, прекращения и признания недействительными документов об оценке соответствия. Коллегией ЕЭК в 2018 г. принято Решение № 41, которым определен новый порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Проходит процедуры внутригосударственного согласования проект Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства государств - членов Союза в указанной сфере.
На площадках форума, в ходе многочисленных сессий и круглых столов обсуждались актуальные проблемы защиты рынков от незаконного оборота промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной, на территории стран-участниц Евразийского экономического союза. Также участниками форума обсудили возможные механизмы формирования цивилизованного потребительского рынка. Особенное внимание было уделено вопросам дальнейшего развития цифровых способов защиты от контрафакта, прежде всего продовольственных товаров: молочной продукции, соков, изделий мясоперерабатывающей промышленности, продукции детского питания.
Уже по традиции в ходе форума обсуждались возможности использования при борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции инструментов технического регулирования, стандартизации, сертификации.
В частности, в рамках Форума был проведен Круглый стол «Техническое регулирование – эффективный механизм борьбы с контрафактом», модератором которого выступил заместитель генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «СТАНДАРТИНФОРМ» К.В.Леонидов.
Участники круглого стола обсудили вопросы повышения качества и контроля качества товаров, разработки опережающих стандартов, актуализации технических регламентов, текущую деятельность органов по сертификации и повышение достоверности проведения сертификации.
Барьеры для некачественной продукции
Вопросы технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия активно и разносторонне обсуждались также в ходе заседания круглого стола «Производство и оборот строительных материалов – основа безопасности в строительстве».
В частности, в числе основных вопросов повестки дня заседания было обсуждение проблемных вопросов, возникающих при оценке соответствия продукции, роли технического регулирования и стандартизации в выпуске и обращении продукции на рынке.
В центре внимания участников круглого стола были также механизмы Евразийской экономической комиссии для урегулирования проблемных вопросов в промышленности, в частности в промышленности строительных материалов, гармонизации контроля и надзора за соблюдением требований к продукции в целях пресечения незаконного оборота продукции промышленности строительных материалов.
Модератором заседания выступила Н.В.Кожина, эксперт по правовым вопросам, вопросам технического регулирования и ВТО Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ».
Участников круглого стола приветствовали Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» А.А.Аслаханов и Т.Д.Арутюнян – Заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК.
Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В.Кулешов выступил с докладом «Государственный контроль (надзор) в сфере незаконного оборота строительных материалов».
Он отметил, что при осуществлении надзора решаются четыре основные задачи. «Первая - защита добросовестного бизнеса. И здесь мы – партнеры тех компаний, которые работают честно. Мы очищаем рынок от тех, кто работает не по правилам.
Вторая задача – защита общества, решение вопросов, связанных с экологией, обеспечение транспортной безопасности и многое другое. Если мы говорим про строительную индустрию, то качество цемента напрямую влияет на здоровье населения. Некачественный цемент, используемый при строительстве жилых домов, мостов – прямая угроза жизни и здоровью многих людей. То же можно сказать и про использование в системе ЖКХ старых, бывших в употреблении стальных труб.
Третья задача – защита государства. Производители некачественной, фальсифицированной продукции, как правило, работают в «серой» или «черной» зоне рынка, не платят налоги в бюджет.
Четвертая задача – защита конкретных людей, прежде всего, представителей социально незащищенных групп населения.
На заседании выступил референт отдела анализа и формирования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России А.В.Игошин
Он рассказал об опыте работы Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции по снижению незаконного оборота в промышленности строительных материалов.
Как отметил докладчик, на заседаниях госкомиссии неоднократно обсуждались вопросы, касающиеся строительного комплекса. В частности, постоянно в центре внимания находились проблемы цементной отрасли. В рамках проведенной работы был введен институт обязательной сертификации цементной продукции. Этот шаг оказался достаточно эффективным. По оценкам Ассоциации производителей цементной продукции, объемы незаконного оборота некачественной продукции на рынке снизились на 59%. Это – хороший показатель, который подтверждает, что меры, принимаемые на уровне Государственной комиссии, позволяют эффективно бороться с проникновением на рынок некачественной продукции.
Кроме того, Комиссия активно работала над проблемами, которые мешают работе качественных производителей кабельной и трубной продукции.
«Что касается кабельной продукции, мы в 2017 году запустили пилотный проект по введению входного контроля этой продукции на объектах капитального строительства. Проект осуществлялся на протяжении года в девяти субъектах РФ. На различных строительных объектах тщательно проверялись все документы на используемую кабельную продукцию. Проверялись не только сертификаты соответствия, но и фактическое существование предприятий, получивших их. Образцы направлялись для испытаний в аккредитованные лаборатории. В итоге выяснилось, что на объекты поступает много продукции, не соответствующих обязательным требованиям.
Исходя из этого, государственной комиссией было предложено принять целый комплекс мер для исправления ситуации. Прежде всего, было решено законодательно закрепить процедуру входного контроля кабельной продукции. Знаю, что сейчас такая работа ведется Министерством строительства совместно с отраслевыми объединениями. Кроме того, предпринимаются меры и по продвижению законопроекта, предусматривающего усиление ответственности за реализацию продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Сохраняются проблемы и с трубной продукцией. По стальным трубам объем оборота на рынке незаконной продукции составляет порядка 10%. К сожалению, многие нефтяные компании, предприятия ЖКХ вводят во вторичный оборот уже отработанные стальные трубы.
В полимерной трубной продукции также сохраняется значительная доля незаконного оборота. В наружном обороте он составляет порядка 30%, во внутренних – около 70%. Сейчас прорабатывается вопрос введения входного контроля, а также обязательной сертификации трубной продукции», - сообщил А.В.Игошин.
Докладчик также проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время обсуждается вопрос о внесении в российское законодательство ряда базовых определений и понятий. Сегодня есть понятие «фальсифицированная продукция» применительно к пищевой, фармацевтической продукции, но, к сожалению, в других отраслях его применение не легитимно. Ситуацию необходимо исправить.
В интересах добросовестного бизнеса
С докладом на заседании выступил Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Заместитель Председателя Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции А.Н.Лоцманов.
«Эта конференция меня очень порадовала. Если 10-12 лет назад под лозунгом «Не надо кошмарить бизнес!» отменялись все обязательные требования к продукции, стандарты становились добровольными, отказывались от обязательной сертификации, сегодня ситуация меняется. В выступлениях на форуме А.И.Херсонцева, А.В.Кулешова не раз использовался очень правильный, на мой взгляд, термин – «добросовестный бизнес». Сегодня уже совершенно очевидно, что бизнес делится на два антагонистических лагеря. Например, одни изготавливают детское молочное питание из молока, другие – из пальмового масла. Такое разделение, различное отношение к ведению бизнеса наблюдается во всех отраслях промышленности, в том числе, и в производстве строительных материалов, - подчеркнул А.Н.Лоцманов.
«Добросовестному бизнесу нужны обязательные стандарты, обязательная сертификация, жесткий контроль государства на рынке. Необходимо это, прежде всего, для того, чтобы защитить интересы честного бизнеса от недобросовестной конкуренции со стороны всевозможных фальсификаторов», - считает А.Н.Лоцманов.
«Государственная комиссия при Минпромторге очень тесно работает со многими отраслями. И там, где введены обязательные стандарты, была предусмотрена обязательная сертификация, положение сразу стало меняться к лучшему. В эти отрасли пошли инвестиции. И это естественно: как только иностранный инвестор понимает, что на рынке наведен порядок, он начинает вкладывать деньги в строительство новых предприятий», - подчеркнул докладчик.
«В настоящее время запущен очень важный процесс – «регуляторная гильотина». Ставится очень серьезная задача: практически в течение года отменить либо пересмотреть все обязательные требования по государственному контролю и надзору. Комитет РСПП принимает участие в деятельности двух рабочих групп, задействованных в практической реализации «регуляторной гильотины» - по оценке соответствия и метрологии.
Следует отметить, что этот процесс затронет и стандарты. На Коллегии Росстандарта в мае текущего года прозвучало предложение провести ревизию 10 тысяч стандартов, разработанных до 1992 года с возможной их отменой в рамках «гильотины». Комитет РСПП провел опрос промышленных предприятий. Мы получили 126 отзывов, в которых содержался анализ 22 тысяч стандартов, разработанных до 1992 года. По мнению представителей промышленности, только 3% из этого массива стандартов сегодня утратили актуальность. Примерно 9000 стандартов следует пересмотреть в плановом порядке, а 12500, то есть 56% из проанализированных стандартов могут и сегодня применяться практически без каких-либо изменений.
Поэтому мы вышли с официальным предложением от лица РСПП к руководству Минпромторга и Росстандарта организовать ускоренную процедуру пересмотра этих 12500 стандартов. Это предложение было поддержано», - сказал А.Н.Лоцманов.
Он также обратил внимание собравшихся на то, что подготовлен проект Постановления об отмене государственного метрологического надзора в рамках «гильотины». Должны быть пересмотрены или отменены 130 документов. В том числе, под «гильотину» попадали Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода»; Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических нефтеперерабатывающих производств; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» и ряд других важных документов.
Сегодня подготовлено предложение Минпромторга - и РСПП его полностью поддерживает – вывести из-под «гильотины» правила, касающиеся вопросов безопасности.
Докладчик выразил надежду, что в Правительстве, Администрации Президента это предложение будет услышано.
«Сегодня идет бурная дискуссия по поводу систем добровольной сертификации. Конечно, там нужно наводить порядок. Росстандарт вышел с инициативой реформирования системы добровольной сертификации. Мы поддерживаем эту инициативу.
Безусловная актуальность вопроса стала стимулом для создания отраслевых систем добровольной сертификации. В частности, речь идет о создании системы добровольной сертификации в нефтегазовом комплексе. Единый орган добровольной сертификации дает возможность, получив однажды сертификат на свою продукцию в этой отраслевой системе, в дальнейшем поставлять эту продукцию всем компаниям НГК без дополнительных испытаний и процедуры сертификации. Очень надеюсь, что такие системы будут созданы и в других отраслях», - сказал А.Н.Лоцманов.
«Положительный опыт по противодействию незаконному обороту цементной продукции на рынке Российской Федерации и его распространение на территории ЕАЭС» - такова тема выступления на круглом столе и.о. Председателя Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», Вице-президента по продажам АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» И.В.Косых.
Докладчик отметил, что до введения государственной сертификации доля тарированного контрафактного цемента на рынке России в частном потреблении достигала 40%. При этом убытки несли и добросовестные предприятия-производители, и государство – в виде недополучения налогов.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» последовательно выступала за соблюдение требований к качеству и введение обязательной сертификации для всех производителей и импортеров цемента.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 930 в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, внесены дополнения, включившие в данный перечень все виды цемента
С февраля 2016 г. вступил в силу государственный стандарт (ГОСТ Р) 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», которым установлены содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов.
В марте 2016 г. на территории Российской Федерации введена обязательная сертификация цементной продукции, как одна из мер государственного регулирования на пути предотвращения незаконного оборота продукции.
Лабораторные испытания проб цементов за 2015-2018 гг. подтвердили эффект принятых мер. Уровень несоответствий требованиям стандартов безопасности и качества для цемента российского производства снизился с 54% в 2015 г до 9% в 2018 г., для импортируемого цемента - с 70% в 2015 г до 14% в 2018 г. Доля импорта в потреблении сократилась на 25%.
По мнению докладчика, дальнейшие направления работы:
-
Повысить ответственность и компетентность аккредитованных органов по сертификации.
-
Сформировать публичный общедоступный реестр добросовестных производителей строительных материалов и изделий (в том числе, цемента) на основании заключений о подтверждении компетентности изготовителя, подготовленных Росстандартом, а также использование их в целях сертификации.
-
Усовершенствовать Реестр аккредитованных лиц и Реестр сертификатов соответствия на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
-
Принять законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» № 658661-7 в целях повышения эффективности работы органов по сертификации, в область аккредитации которых включена цементная продукция.
-
Повысить качество подтверждения соответствия смесей и растворов строительных для снижения негативного влияния смежных рынков на цементную отрасль.
Л.А.Бондарь - Президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» выступила на круглом столе с докладом «Процедура оценки соответствия строительных материалов».
Тема доклада Генерального директора Ассоциации производителей трубопроводных систем В.С.Ткаченко - «Меры по предупреждению фальсификата и контрафакта в строительных материалах. Нормативно-правовые инструменты. Опыт Ассоциации производителей трубопроводных систем».
Заместитель генерального директора ФГУП «Стандартинформ» К.В.Леонидов проинформировал участников заседания о новых мерах по противодействию контрафакта при проведении государственных закупок.
На перекрестке мнений
Оживленную дискуссию вызвало выступление на круглом столе Заместителя Министра экономического развития Российской Федерации – руководителя Федеральной службы по аккредитации А.И.Херсонцева. Рассказывая о целях и особенностях реализации «регуляторной гильотины», докладчик поделился своими взглядами на судьбу Постановления Правительства №982, которое не раз упоминалось в выступлениях участников круглого стола. В частности, Исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» А.В.Квашнин в своем докладе рассказал о тех положительных изменениях, которые произошли в отрасли после того, отопительное оборудование было включено в Постановление Правительства №982, и в июне 2018 года была введена обязательная сертификация радиаторов отопления и конвекторов.
Во многом благодаря этому за последние годы доля отечественных приборов на российском рынке выросла до 70%, в отрасль вложено более 20 млрд.руб. частных инвестиций, открыто 24 новых завода. Создано свыше 30 тысяч новых рабочих мест на производстве и в смежных транспортно-торговых секторах.
Между тем, А.И.Херсонцев поставил под сомнение необходимость сохранения упомянутого постановления, как действующего документа.
«Мы полагаем, что 982-е Постановление Правительства подлежит отмене» - заявил Глава Росаккредитации. По его мнению, там, где представители отраслей, регуляторы видят проблемы с безопасностью, необходимо подготовить соответствующие технические регламенты и утвердить их актами Правительства, поскольку возможность такая сохраняется.
«Внесение все новых и новых позиций в 982-е Постановление приводит к тому, что тем, кто туда что-то включает, кажется, что они проблему решили. А на самом деле они ее в этот момент в большинстве случаев только создали. Потому что 982-е постановление Правительства, как «хвостик» закона «О техническом регулировании», все время вызывает вопросы о процедурах подтверждения соответствия, о том, достаточно ли обязательных требований на продукцию и т.д., и т.п.
Поэтому наша позиция состоит в том, что заинтересованные регуляторы вместе с бизнесом в состоянии за год выпустить соответствующие технические регламенты на ту продукцию, которая действительно – по вашему и по нашему мнению, по общему мнению - заслуживает того, чтобы оставаться в 982-м Постановлении, особенно в режиме сертификации», - сказал А.И.Херсонцев.
При этом докладчик признал, что задача разработки в течение года, который отведен на реализацию «регуляторной гильотины», нескольких технических регламентов – сложная. Но, по его мнению, это более правильный путь, вместо того, чтобы вносить в 982-е Постановление какие-то новые позиции, а потом всем вместе проводить очень много различных долгих дискуссий по поводу их применения.
Впрочем, А.И.Херсонцев признал, что Минпромторг не поддерживает данную позицию.
В ходе дискуссии стало понятно, что многие участники совещания также не согласны с такой постановкой вопроса. В частности, категорически против отмены постановления выступил А.Н.Лоцманов. По его мнению, эффективность внесения в это постановление различных видов продукции доказана практикой последних лет. Это подтверждают и выступления руководителей компаний, участвующих в заседании круглого стола.
Кроме того, если учитывать достаточно богатый опыт разработки и принятия технических регламентов, на эти процессы уходит около пяти лет. Разработать и принять качественный, работающий технический регламент за год – задача из разряда невыполнимых.
Так или иначе, можно сделать вывод, что судьба Постановления Правительства №982 в ближайшее время будет активно обсуждаться всеми заинтересованными сторонами – как регуляторами, так и бизнесом. Вопрос, несомненно, серьезный.
По итогам форума принята резолюция, в которой указывается на необходимость дальнейшей гармонизации законодательства в сфере защиты рынков стран, входящих в ЕАЭС, от незаконного оборота продукции, а также на важность принятия мер, направленных на формирование в обществе навыков правильного потребительского поведения.
Проведение следующего форума «Антиконтрафакт» запланировано на 3 квартал 2020 года в г. Минске, Республика Беларусь.