Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по заказу аппарата правительства РФ провел исследование советских нормативных актов, которые должны прекратить свое действие в результате применения «регуляторной гильотины». Потенциально отмене подлежит до 20 тыс. документов: от декретов 1917 года до актов 1990-х годов. Отмена некоторых из них без принятия новых норм может повлечь за собой потерю части льгот или привести к нарушению прав отдельных групп, опасаются эксперты.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов сообщил о завершении подготовки экспертного заключения, которое представляет собой анализ 1,5–2 тыс. документов из числа подлежащих отмене правовых актов СССР и РСФСР. Напомним, в сентябре бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение о необходимости признания утратившими силу или недействующими советских актов с 1 февраля 2020 года — тогда шла речь о 20 тыс. документов (итоговый список оказался короче предварительного — часть актов из перечня уже была признана утратившими силу, хотя в открытых источниках они упоминались в качестве действующих).
«Мы указали, как эти акты применяются в судебной практике, и описали, какие риски возникнут, если их отменят, а новых не примут»,— пояснил Сергей Белов. Исследование отправилось в Министерство юстиции России и в Белый дом, где уже сформировали несколько «советских пакетов» для отмены (см. “Ъ” от 14 января).
Доцент кафедры трудового и социального права СПбГУ Марина Филиппова считает, что при возникновении вопроса об отмене какого-либо акта надо учитывать, чьи интересы пострадают.
Если пострадают чьи-то интересы и права, то такой акт, несмотря на его противоречие федеральному закону, надо сохранять»,— сказала эксперт, приведя в пример регулирование дополнительных отпусков в связи с особенностями выполняемых работ.
«Сегодня этот вопрос в законодательстве решен — в результате специальной оценки условий труда, но если по каким-то причинам работодатель не провел такую оценку, то работник лишается права на дополнительный отпуск и существующее регулирование должно сохранятся»,— утверждала госпожа Филиппова.
По словам директора департамента регуляторной политики и развития законодательства Минюста Ирины Ульяновой, 80% актов, подлежащих отмене, касаются именно социальных норм. «И вот это большой вопрос, который мы пока отложили. У нас базовая установка: отменять действующую льготу неправильно, потому что мы можем лишить человека какой-то гарантии, и не факт, что государство примет эту гарантию. В случае со льготами рисковать мы не можем — выявляя какие-то акты, важно разобраться, действующая это норма или нет». Сложности, по словам Ирины Ульяновой, возникли и с ведомственными советскими актами, поскольку часть из них не предназначалась для открытого опубликования, а единой системы по их хранению не существует. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что нельзя отменять нормы, не предлагая ничего вместо них. В таких случаях он предложил менять статус документов с обязательного применения на добровольное. Отметим, власти неоднократно заверяли, что акты, регулирующие социально-трудовые гарантии и льготы, отмене не подлежат — относиться к таким нормам «бережно, чтобы ничего не потерять» призывал Дмитрий Медведев.
Напомним, за реформу контрольно-надзорной деятельности в прошлом составе правительства отвечали бывший вице-премьер Константин Чуйченко, назначенный во вторник министром юстиции России, а также заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов, покинувший свой пост уже в среду. По поручению Владимира Путина, сработать «гильотина» должна к 2021 году. Основой реформы должны стать два закона — «О госконтроле» (процессуальный — как проверять) и «Об обязательных требованиях» (материальный — что проверять), которые сейчас ждут первого чтения в Госдуме.