Участники пищевого рынка жалуются на непрозрачность контроля, грозящую бизнесу штрафами и репутационными потерями. Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) предлагает ввести обязательную видеофиксацию отбора проб на анализ, а также автоматизировать процесс. Сейчас исследование продукции из одной и той же партии в разных лабораториях может давать противоположный результат.
РСПП предлагается автоматизировать отбор проб пищевых продуктов для ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического контроля, а также ввести их обязательную видеофиксацию. Предложенные поправки к законодательству, разработанные комиссией по рыбному хозяйству и аквакультуре, союз направил главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой.
Сейчас отбор проб проходит непрозрачно, сотрудники лабораторий имеют «возможность "нарисовать" любой результат», говорится в письме.
Такой подход вызывает ожидаемо негативную реакцию производителей, так как на основании анализа к ним могут применяться различные санкции. Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко поясняет, что зачастую компании привлекают к ответственности за нарушение требований техрегламентов, максимальный размер штрафа — 600 тыс. руб. с конфискацией партии продукции.
В Роспотребнадзоре, впрочем, утверждают, что все испытательные лабораторные центры ведомства, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством, подтвердили свою компетенцию.
Это позволяет обеспечить беспристрастность, независимость, конфиденциальность при отборе проб, заверили в ведомстве, пообещав рассмотреть предложение РСПП. В Минсельхозе не ответили на запрос “Ъ”. В Россельхознадзоре рассказали, что используют систему регистрации данных экспертиз «Веста», в которой ведется учет всех стадий проведения исследований, поэтому «нарисовать» результаты не представляется возможным.
Сейчас беспристрастность исследования обеспечивается за счет обезличивания проб: с образца убирают все опознавательные знаки, присваивая ему шифр. Но, как пишут авторы документа, этот процесс идет в закрытом режиме, что дает «возможность для подтасовки результатов испытаний в коррупционных целях». Решить проблему может видеофиксация всех этапов от изъятия проб до загрузки их в шифровальный аппарат. Последний, по предложению РСПП, будет работать по принципу «черного ящика», когда образцы остаются в специальных зашифрованных контейнерах до получения результатов. Это, уверены авторы письма, позволит усложнить подтасовку результатов исследования.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев говорит, что у рыболовов ежегодно более 11 тыс. судовых грузов, или около трети всего объема, подвергается лабораторным исследованиям. Кроме того, добавляет замдиректора ГК «Норебо» Сергей Сенников, компании приходится регулярно сдавать повторные пробы. Улучшение прозрачности таких процедур позволит существенно ослабить административные барьеры, уверен он. Сооснователь группы «Агама» Юрий Алашеев уточняет, что это трудозатратный процесс.
Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев рассказал, что техрегламенты ЕАЭС и ГОСТы содержат методологию, принципы и правила отбора проб, но в реальности часто не соблюдаются.
Это может быть связано не только с личной заинтересованностью сотрудников лабораторий, но и с небрежностью, считает эксперт. По его словам, бывали случаи, когда компании предоставляли пробы из одной партии товара в разные лаборатории и получали кардинально противоположные результаты. При этом, уточняет господин Давлеев, все эти лаборатории аккредитованы, работают примерно на одинаковом оборудовании и по идентичным регламентам.
Альберт Давлеев указывает и на репутационную составляющую экспертизы. Сейчас среди лабораторий популярно делиться со СМИ своими результатами проведения проб пищевых продуктов. «Так в сознании потребителей внедряется мнение об опасности или безопасности тех или иных продуктов»,— отмечает эксперт. Под ударом, продолжает он, могут оказаться целые категории продуктов. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев добавляет, что на практике зачастую потребители отказываются от продуктов, соглашается, что такая ситуация негативно влияет на имидж производителя, бренда и ведет к экономическим потерям.
Алексей Полухин
Газета "Коммерсантъ" №124 от , стр. 5