Выдержка из стенограммы заседания
<…>
Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Основы для внедрения маркировки товаров Правительство начало формировать в 2016 году. Акцент был сделан на создании цифровой и регуляторной среды. Сейчас данная работа в целом завершена, принята необходимая нормативная база, функционирует информационная платформа, определён единый оператор системы маркировки.
В качестве модели осуществления проекта избран формат государственно-частного партнёрства без привлечения бюджетных средств. Созданная инфраструктура позволяет ритмично расширять номенклатуру маркируемой продукции.
Сейчас проект уже охватывает 12 товарных групп. Число эмитированных кодов приближается к 20 миллиардам. Всего в системе зарегистрировано 270 тысяч компаний.
Это ведёт к повышению прозрачности рынка. До введения маркировки точное число реальных производителей и импортёров, деятельность которых не лицензируется, назвать было достаточно сложно.
Сегодня в обязательном режиме маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь и лекарства. До конца этого года вступит в силу требование по фототоварам, шинам и парфюмерии, а с января следующего года маркировка станет необходима для товаров легпрома и молочной продукции.
Мы уже видим на сегодняшний день ощутимый экономический и социальный эффект от реализации проекта. В частности, по лекарствам нам совместно с Росздравнадзором удалось выявить работу так называемых чёрных фармацевтов, которые в Москве торговали льготными препаратами для терапии ВИЧ и онкозаболеваний, предназначенными для пациентов других регионов.
По табаку после внедрения маркировки на рынке вдруг появились сразу 10 новых производителей, а это более 30 процентов от их общего числа. И вряд ли это можно объяснить неожиданным инвестиционным бумом. Очевидно, что введение маркировки просто повлекло за собой выход из тени отдельных компаний. В результате доля нелегальной продукции на табачном рынке за год снизилась с 15,5 процента до 10,5, а поступление в бюджет акцизных сборов за семь месяцев увеличилось на 54 миллиарда рублей.
Маркировка позволила увидеть глубину внутреннего рынка обуви. Первоначально эксперты оценивали его объём в 400 миллионов пар. Потребность в нанесении кодов обязала продавцов легализовываться, в итоге с начала года в оборот введено уже более миллиарда 300 миллионов пар обуви, а это, как и по табаку, дополнительные налоги, которые раньше в бюджет не поступали.
Очевидны эффекты и для потребителей: это и надёжность, и гарантия подлинности, и полнота информирования. Сегодня граждане через специальное бесплатное приложение на телефоне могут, не отходя от кассы, отсканировать коды и получить все данные по товару на полке, а при нарушении – сразу же подать жалобу. На данный момент такой опцией общественного контроля воспользовались уже один миллион 200 тысяч человек.
Реализовывая проект, мы пристально отслеживаем также влияние маркировки на стоимость и доступность продукции: оно существенно ниже инфляции, а по молоку мы не ожидаем роста более 1,8 процента на единицу продукции.
Новый подход к отслеживанию нелегальных товаров повысил эффективность работы контрольно-надзорных органов. Цифровая среда позволит наладить непрерывный обмен информацией и реагировать в ответ на нарушения практически в режиме реального времени.
В части дальнейшего развития системы маркировки хотел бы отметить два важных направления, на которых мы фокусируем своё внимание.
Первое касается оборудования для нанесения кодов. Мы преследуем цель максимально локализовать его производство внутри страны. Для этого с бизнесом ведём постоянную работу по потребностям, которые оперативно транслируются предприятиям промышленности.
Второе – очень важно сформировать единый наднациональный контур маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. В прошлом году в ЕАЭС вступило в силу соответствующее соглашение. Принято решение по пяти товарным группам – это обувь, фото, парфюмерия, шины и легпром, которые будут маркироваться на территории Таможенного союза. Армения, Беларусь и Казахстан сегодня разрабатывают свои системы прослеживаемости при нашей экспертной поддержке.
Что касается Киргизии, то здесь мы сами создадим для партнёров цифровую платформу, и средства на это будут выделены из российского бюджета. Работа по формированию аналогичной системы ведётся также в Узбекистане. То есть посредством проекта идёт развитие, по сути, экспорта российских ИТ-технологий в страны Евразийского экономического союза и СНГ.
В целом могу сказать, что наша маркировка не имеет на сегодняшний день аналогов в мире по своему охвату. Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции. В частности, с 1 апреля этого года по инициативе Совета Федерации мы запустили эксперимент по маркировке новой товарной группы – это питьевая упакованная вода. Рассчитываем с 1 марта 2021 года включить данную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, и здесь мы просим нас поддержать в этом.
Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки. Просим также поддержать эту инициативу.
Владимир Владимирович, спасибо за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо.
Я хочу обратиться к участникам совещания: есть ли какие-то вопросы к Денису Валентиновичу?
Пожалуйста.
М.Мишустин: Владимир Владимирович, можно?
В.Путин: Конечно, Михаил Владимирович, прошу Вас.
М.Мишустин: Я, собственно говоря, хотел добавить.
С Денисом Валентиновичем мы вместе работали над созданием системы маркировки с 2016 года ещё в комиссии по борьбе с контрафактом. Я просто два слова хотел бы сказать, приводя в пример то, как легализуются целые отрасли. Он сказал в своём выступлении о том, что начало маркировки было с меховых изделий, попросту с шуб, которые начали маркировать. По всем абсолютно расчётам, которые давали маркетинговые ассоциации и соответствующие ФОИВы, у нас примерно рынок меховых изделий был 6 миллиардов рублей. Уважаемый Владимир Владимирович, после начала маркировки за год оказалось, что не 6 миллиардов рублей, а 60, в десять раз больше. Эта разница – при всех расчётах, при всех аналитиках и так далее. Естественно, что это скрывало фактически нелегальный импорт, нелегальные производства, а это уже и недоплаченные налоги и социальные страховые взносы.
Мне кажется, что Денис Валентинович чётко сказал о том, что было сделано. Идеологически мы всё продумали. Но очень важно нам, в первую очередь, создавая национальную систему, конечно, понимать, как мы с нашими коллегами по Евразэс построим эту систему. Мы в принципе абсолютно откровенно делились с коллегами из Евразэс всеми нашими наработками, в том числе в 2017–2018 годах, когда показывали им систему маркировки. Мне кажется, важно, предлагая такую повестку дня, не останавливаться и дальше двигаться очень серьёзно как в расширении номенклатуры маркируемых товаров, так и в технологиях, о которых подробно сказал Мантуров.
Спасибо.
<…>
Посмотреть полностью стенограмму заседания...