Вопросы технического регулирования присутствуют практически во всех отраслях экономики и в непростых условиях пандемии, многие острые вопросы требуют незамедлительного решения.
Фото: из личного архива Армана Шаккалиева
В целом система технического регулирования зиждется на трех столпах – нормирование требований, оценка соответствия и государственный контроль, что обеспечивает безопасность и качество продукции. Подробно об этом рассказал председатель Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК Арман Шаккалиев, передает NUR.KZ.
- Арман Абаевич, две волны карантина, работа в режиме онлайн, внесли свои коррективы. Как была поставлена работа вашим ведомством в этих условиях?
- Прежде всего мы сумели ответить на эти вызовы, перестроили свою работу в условиях ЧС, где-то сработали на опережение. В первую очередь, мы оперативно отреагировали и организовали сертификацию строительных модулей для двух больничных комплексов, построенных ВI Group в Нур-Султане и Алматы, нашим ведомством организована разработка и сертификация защитных масок в системе МВД, что позволило в самый пик пандемии организовать изготовление более 2 млн. штук.
По поручению Правительства РК на стадии публичного обсуждения национальные стандарты на антисептические средства и медицинские маски, разработанные с учетом европейского опыта. Это позволит упорядочить и привести к одному знаменателю требования различных производителей, установленные в разных стандартах организаций.
Чтобы своевременно обеспечить доступность гуманитарных грузов медицинского назначения для спасения жизни людей медоборудование, где используются средства измерений, на период пандемии разрешено к использованию без их обязательной регистрации в Госреестре средств измерений РК.
Также на период эпидемиологической ситуации распоряжением Комитета были продлены сроки сертификатов на систему менеджмента и продукцию, аттестатов аккредитации испытательных центров и органов подтверждения соответствия. В результате чего, практически ни одна партия товара не застряла по причине истечения срока действия сертификата в период пандемии.
В своем Послании к народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев сделал особый акцент на цифровизацию экономики, подчеркнув, что «Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности».
Именно в сегодняшних реалиях вопросы цифровизации техрегулирования получили свое реальное воплощение. Иными словами, испытание временем сподвигло нас форсировать эти процессы практически по всем направлением системы.
Прежде всего, это оцифровка процедур аккредитации и сертификации. Дистанционка показала, что нет необходимости ждать комиссию и ставить во главу угла формальное присутствие эксперта при оценке документации и принятии решении. Это помимо исключения «человеческого фактора» приведет и к сокращению издержек заявителя (командировочные и прочие накладные расходы).
Большая работа проведена в сфере стандартизации, заработал онлайн читальный зал, в разы увеличились дистанционные курсы обучения, разнообразие тем и охват аудитории. Под кураторством Министерства торговли и интеграции проводятся работы по созданию единой платформы системы е-КТРМ, где все сервисы системы будут выведены на единый интерфейс и ключевая задача создания единого сервиса - это ориентация на пользователя.
- Проблемы «серой» сертификации, о которой вы неоднократно упоминали ранее в СМИ, похоже, еще остаются бичом системы. Тогда речь шла о внутреннем рынке. Как обстоит дело с импортом продукции? Есть ли аналогичные проблемы с сертификатами в рамках ЕАЭС и что делается вашим ведомством для противостояния этому явлению?
- Общеизвестно, что в рамках ЕАЭС у нас взаимное признание сертификатов и принцип свободы передвижения товаров. Часто этим пользуются недобросовестные импортеры и провозят партии товаров, которые не испытывались на безопасность, прикрываясь сертификатами, ранее выданными на «чужой» товар в соседних странах или завозят, в основном, в западных регионах товар, испытанный якобы в России.
Конечно, возникает резонный вопрос каким образом, например, иранский цемент завозили на испытания в город Москву? Конечно, мы такие факты систематизировали, подготовили профили рисков и направили в Комитет госдоходов, чтобы на въезде таких импортеров помещали в «красный коридор». Благодаря слаженным действиям с таможенными органами нами пресечен ввоз цементной продукции, грузовых автомобилей по поддельным сертификатам, большая работа проводится по кабельно-проводниковой группе.
В результате проведенной работы на сегодняшний день отменены действия 1900 сертификатов по подтверждению соответствия, выданные органами по сертификации продукции стран ЕАЭС и тем самым предотвращен ввоз несоответствующей требованиям безопасности продукции на сумму более 7 млрд. тенге.
Необходимо отметить, что по данным выявленным фактам мы обратились к российским коллегам из Росаккредитации, и буквально недавно эти факты были подтверждены ими с принятием соответствующих мер к недобросовестным участникам рынка.
Для «отбеливания» внутреннего рынка и недопущения обращения опасной продукции Комитетом за 1 полугодие 2020 года привлечены к ответственности 84 субъекта аккредитации и отменены действия свыше 7 тысяч сертификатов на продукцию.
Кроме того, Национальным центром аккредитации в рамках проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации за 6 месяцев 2020 года были выявлены нарушения по 428 документам подтверждения соответствия, из них:
- 85 сертификатов соответствия КЗ формы на серийное производство, 59 сертификатов соответствия КЗ формы на партию продукции (2196147 шт., 1004479 кг, 116,446 м продукции);
- 67 сертификатов соответствия ЕАЭС на серийное производство, 28 сертификатов соответствия ЕАЭС на партию продукции (13722 шт. продукции);
- 89 деклараций о соответствии ЕАЭС на серийное производство, 100 деклараций о соответствии ЕАЭС на партию продукции (741075 шт., 1057854 кг., 3900 м2 продукции).
Выявленные нарушения в основном по отраслям легкой промышленности, низковольтного оборудования, пищевой промышленности и строительной отрасли.
Также отозваны аттестаты аккредитации 7 органов подтверждения соответствия (ОПС) - в части области аккредитации, аттестаты аккредитации 2 ОПС и 1 ОПС СМ отозваны полностью.
Сегодня, к сожалению, «серые» сертификаты появляются, пока на них есть спрос. Но, что еще хуже, это когда производитель или импортер в погоне за прибылью, якобы экономя время и деньги, пытается избежать испытаний, и производит или завозит заведомо некачественную, а самое страшное небезопасную продукцию.
- Несколько слов о проекте закона РК «О техническом регулировании» и сопутствующем к нему законопроекте. Что подтолкнуло к этому или он настолько уже устарел?
- Глава государства дал конкретные поручения на расширенном заседании в январе этого года по повышению безопасности и качества продукции, отметив о проблемах вступления в силу технических регламентов, о возврате доверия к национальным стандартам.
В новых реалиях, когда идет углубление региональной интеграции, стоит задача снижения некачественного импорта, наращивание экспорта, техническое регулирование должно способствовать повышению цепочки добавленной стоимости. Для этого в новой редакции закона мы сосредоточились на 3 ключевых задачах – повышение безопасности и конкурентоспособности продукции, совершенствование процедур сертификации и создание механизмов оперативного реагирования.
По первой задаче основную роль будут играть национальные стандарты.
Для решения текущих проблем мы предлагаем меры по созданию для бизнеса системы добровольной сертификации, наделение национального органа по аккредитации функциями органа мониторинга надлежащей лабораторной практики.
В части усиления технического регулирования в отраслях в законе:
- конкретизированы объекты технического регулирования для однозначного правоприменения закона;
- переформатирована деятельность экспертных советов;
- пересмотрен порядок разработки казахстанских технических регламентов.
Внедрение этих новшеств позволит повысить уровень применения стандартов к 2025г. – не менее 75% и создать добровольную сертификацию в приоритетных отраслях экономики.
Совершенствование процедур сертификации направлено на искоренение присутствия «серых» сертификатов на продукцию, когда испытания не проводятся, а сертификат выдается.
Комплекс мер включает в себя: переход на электронные сертификаты, прозрачность процедур аккредитации, фото- и видеофиксацию процесса испытания и регламентацию испытательного оборудования. В результате мы получим обеспечение достоверности результатов испытаний и сокращение рынка несертифицируемой продукции.
В целях предупреждения нарушения вводятся механизм профилактического контроля без посещения, система надзора в виде оперативного изъятия и уничтожения, процедура отбора образцов продукции, компетенция по оперативному приостановлению и лишению выданных документов по оценке соответствия, возвращается компетенция по контролю за «СТ-КЗ». Эти нормы позволят оперативно пресекать небезопасную продукцию на стадии реализации по схеме: выявление - испытание - изъятие с рынка.
Цифровизация в законопроекте предусматривает переход на электронные документы по сертификации, формирование Реестра государственной системы технического регулирования. Реестр будет базовым информационным справочником технического регулирования и основным пользовательским инструментом всех участников процесса сертификации и государственного контроля.
Сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 15 законов Республики Казахстан.
Изменения связаны с приведением в соответствие с законодательством о техническом регулировании, аккредитации и стандартизации, техническими регламентами ЕАЭС, а также в части функций государственного контроля.
Также вносятся изменения и дополнения в Закон РК «Об обеспечении единства измерений», «Об аккредитации в области оценки соответствия», «О стандартизации».
Реализуя политику «слышащего» государства, в процессе обсуждения законопроекта получено порядка 300 замечаний и предложений, из которых две трети принято.
- Спасибо за беседу!
Автор: Тилеген Султан