Об инициативных законопроектах о внесении изменений в закон «О стандартизации в Российской Федерации»

30.09.2020 Точка зрения

23 сентября 2020 года на заседании Общественного совета при Росстандарте были рассмотрены два инициативных законопроекта о внесении изменений (дополнений) в федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Проект изменений в ФЗ от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», связанные подзаконные акты и основополагающие стандарты был подготовлен подведомственным Росстандарту ФГУП «Стандартинформ» в июне 2020 года и направлен в заинтересованные организации для рассмотрения.

Проект изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» (в части уточнения обязательных требований в области безопасности дорожного движения) был подготовлен МВД России в июле 2020 года и направлен в федеральные органы исполнительной власти для согласования.

С докладами по законопроектам выступил член Общественного совета при Росстандарте, председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев. Ранее заключения по законопроектам направлялись Комитетом ТПП РФ в Минпромторг России, Росстандарт и ФГУП «Стандартинформ».

Сергей Пугачев отметил, что законопроект ФГУП «Стандартинформ» в целом: не учитывает наличие и содержание законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «О стандартизации в РФ», представленного Правительством РФ в Госдуму ФС РФ 17.06.2020 (законопроект № 974103-7) и принятого в первом чтении, по ряду позиций противоречит Плану мероприятий («дорожной карте») развития стандартизации в РФ на период до 2027 года (документ № ДК-П7-9914 от 15.11.2019), не учитывает содержание новых редакций основополагающих национальных стандартов (например, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.12 и т.д.), принятых в 2020 году на основе широкого обсуждения и консенсуса всех заинтересованных сторон, а также действующих основополагающих стандартов (например, ГОСТ Р 1.17 и др.). Законопроектом предложено введение новых определений стандартов организаций и технических условий, что может привести к существенным необоснованным затратам промышленности и бизнеса. Предлагаемые в законопроекте требование к экспертам по стандартизации и процедура их сертификации в одной добровольной системе сертификации противоречит законодательству о техническом регулировании и антимонопольному законодательству. Предлагаемый в законопроекте запрет на применение в маркировке продукции обозначения национального или международного стандарта без применения изображения знака национальной системы стандартизации приведет к необходимости проведения сертификации практически всей продукции, соответствующей ГОСТам в одной системе добровольной сертификации, владеющей правом применения данного знака соответствия – национальной системе сертификации. Данное требований противоречит законодательству о техническому регулировании и антимонопольному законодательству и, в случае его принятия приведет к огромным необоснованным затратам бизнеса и промышленности на пересертификацию. Также в докладе был отмечен целый ряд существенных замечаний по тексту законопроекта (заключение прилагается).

В отношении законопроекта МВД России, предусматривающего обязательное согласование Росстандартом с МВД России решений об утверждении (или отклонении) национального стандарта или предварительного национального стандарта, содержащих требования в области безопасности дорожного движения, а также сроках их действия, было отмечено, что данные предложения противоречат определениям национального стандарта и предварительного национального стандарта и функциям федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт являются документами для добровольного и многократного применения и не подпадают под действие Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Стандарты утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством о стандартизации и не требуют согласования при их утверждении с федеральными органами исполнительной власти.

Участие МВД России в разработке национальных стандартов и предварительных национальных стандартов может быть реализовано в рамках предусмотренной федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» процедуры участия федеральных органов исполнительной власти в работе технических комитетов по стандартизации, а также в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации. Заключение по законопроекту прилагается.

В результате обсуждения оба заключения по законопроектам были единогласно поддержаны членами Общественного совета и были приняты следующие решения:

1. Рекомендовать Росстандарту не согласовывать законопроекты в представленной редакции.

2. Учитывая наличие существенных замечаний к законопроекту ФГУП «Стандартинформ», наличие в нем внутренних противоречий и несоответствий предлагается первоначально разработать концепцию законопроекта о внесении изменений (дополнений) в закон №162-ФЗ, согласовать ее с заинтересованными сторонами, в т.ч. соисполнителями по пункту 1 Плана мероприятий («дорожной карте») развития стандартизации в РФ на период до 2027 года (документ № ДК-П7-9914 от 15.11.2019) и рассмотреть концепцию на заседании Общественного совета.

3. Рекомендовать Росстандарту при разработке изменений в законодательство о стандартизации обеспечить скоординированное рассмотрение предложений всеми заинтересованными сторонами на всех этапах разработки, начиная с концепции законопроекта.

Источник: Комитет ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции

 

 


Поделиться: