Доклад Сопредседателя Комитета Д.А.Пумпянского на совещании о мерах по стимулированию инвестиционной активности. Выдержка из стенограммы

11.03.2021 Новости Комитета

11 марта Президент провёл в режиме видеоконференции совещание с представителями деловых кругов по вопросам повышения инвестиционной активности.

Выдержка из стенограммы


Д.Пумпянский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Как уже отмечалось, прошедший год показал, что активное взаимодействие делового сообщества и Правительства Российской Федерации способствовало ускоренной выработке мер системной поддержки, которая определяет промышленную политику в нашей стране, в том числе и в долгосрочной перспективе. Существенной частью этих мер является устранение барьеров для ведения бизнеса, административных, бюрократических, нормативных, а также тех, которые направлены извне для сдерживания нашего экономического развития, – это и санкции, и ограничение технологической кооперации, отзыв лицензии и тому подобное.

Что касается устранения внутренних барьеров, то здесь следует отметить достигнутые в последнее время положительные результаты в области регуляторной гильотины, устранения избыточных норм в промышленном строительстве, лицензионной деятельности, промбезопасности. Налажена системная работа экспертов РСПП с профильными министерствами. Наши специалисты включены в экспертные рабочие группы по подготовке различных разделов социально-экономического развития России до 2030 года.

Хочу остановиться на взаимодействии по совершенствованию законодательства в сфере промышленного строительства. Как уже Андрей Андреевич упоминал, в настоящий момент, к сожалению, средний срок реализации инвестиционного проекта по строительству крупного производственного объекта в России почти на полтора года больше, чем в Европейском союзе. В основном это происходит за счёт оформления всей необходимой разрешительной документации.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В октябре прошлого года на съезде РСПП Вами было дано поручение вице-премьеру Марату Шакирзяновичу Хуснуллину проработать вопрос об устранении избыточных норм в области технического регулирования и промбезопасности в строительстве. Мы на сегодня искренне благодарны и Марату Шакирзяновичу, и Иреку Энваровичу за то, что в кратчайшие сроки Ваше поручение было выполнено, была принята программа взаимодействия РСПП и Минстроя России и были перечислены основные проблемы и сроки их устранения.

Кроме того, впервые за всю историю в Минстрое создан департамент промышленного строительства, и наконец-то появилось «единое окно» для профессионального диалога. В рамках реализации «дорожной карты» РСПП и Минстроя в сфере технического регулирования и совершенствования нормативной базы в строительстве многие проблемы, которые накапливались годами, были решены в течение этих двух-трёх месяцев.

Например, Минстрой отказался от внесения изменений в технические регламенты безопасности зданий и сооружений, по взаимному согласию не были поддержаны предложения по внесению дополнительных изменений в закон о стандартизации, которые могли запутать существующие своды правил на строительные материалы и так далее. Работа в данном направлении в настоящее время продолжается, в том числе и в рамках рабочей группы по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере промышленного строительства под руководством Андрея Рэмовича Белоусова с участием профильных министерств.

Кроме того, совместно с Минэкономразвития и Агентством инвестиционного развития РСПП ведётся работа по построению клиентского пути реализации инвестпроектов, в рамках которого планируется устранить вышеуказанные барьеры на разных этапах подготовки документации и собственно строительства. Здесь, конечно, потребуется внесение соответствующих изменений в градостроительное и земельное законодательство, но это окупится сокращением сроков и стоимости строительства.

Опыт показывает, что помимо строительных проблем имеются по меньшей мере два блока барьеров и ограничений, влияющих на сроки и стоимость реализации инвестпроектов в промстроительстве. Речь идёт о деятельности проверяющих и надзорных органов и взаимодействии с иными согласующими организациями.

Над чем мы сейчас работаем совместно с Правительством и что предлагается?

Первое. Чётко регламентировать перечень организаций, требующих согласования в зависимости от объекта капитального строительства, и сократить количество обязательных требований при проектировании объектов и также создать согласованный механизм проверок контролирующих органов. На сегодняшний день такого не существует.

Второе. Регламентировать порядок прохождения экспертиз, очень важно. В частности, рассмотреть возможность параллельного согласования проектной документации, экологической и градостроительной экспертизы в государственных структурах или пойти по пути создания единого органа взаимодействия заказчика и госорганов по принципу «одного окна». Экономия, мы считаем, не меньше года. Разрешить результат общественных обсуждений предоставлять в конце процесса согласования.

Третье. Расширить полномочия главных инженеров проектов и главных архитекторов по выбору проектных решений при повышении их персональной ответственности.

Также мы уже начали обсуждать с Минстроем и вопросы перевода всех процедур в цифровой формат, то есть от проектирования до выдачи разрешений идем без бумаг.

Не остается без внимания и подключение объектов к инфраструктуре. Об этом уже говорилось сегодня, но действительно сегодня инвесторы получают техусловия и тарифные решения длительное время от монополий, доходящие до полутора-двух лет.

Совместно с Агентством инвестиционного развития нами ведется работа по созданию стандартов подключения к инфраструктуре и инженерной, и транспортной, и иной, в рамках которой планируется существенно упростить процедуру по осуществлению технологического присоединения. Цель этой работы – это сформировать дополнительный стимул именно для естественных монополий в отношении создания важных для страны проектов. По сути дела, это аналог того, что уже сделано для физических лиц, граждан нашей страны. И аналогичные меры себя уже для граждан отлично зарекомендовали.

Хочу отметить, Вы уже упоминали, Владимир Владимирович, что важным моментом здесь является комплексный подход. Это сочетание деятельности по устранению барьеров с другими инструментами поддержки, такими как СПИК 2.0 и СЗПК. Это реально позволяет начать реализацию капиталоемких и долгосрочных проектов, которые до этого считались не окупаемыми.

Могу привести пример из собственной бизнес-практики. Например, на сегодняшний день в России отсутствует производство плоского проката из нержавеющих и коррозионностойких марок стали. При ежегодной внутренней емкости рынка России около 300 тысяч тонн 95 процентов составляет импорт. Это невозможная для нашей страны ситуация, и все эти годы реализация этого технологически сложного проекта всегда сдерживалась длительностью срока строительства и туманными перспективами окупаемости. Сегодня наши новые расчеты с учетом вышеуказанной деятельности по снятию барьеров в промышленном строительстве и одновременном использовании доступных мер поддержки, таких как СПИК 2.0 и СЗПК, показывают существенное снижение сроков строительства и вполне приемлемую окупаемость. В результате компанией «ТМК», например, при поддержке Минпромторга принято решение по организации производства нержавеющего плоского проката мощностью до 500 тысяч тонн в городе Волжском Волгоградской области. Предварительные инвестиции в проект составят более 100 миллиардов рублей. Уверены, что в результате всей нашей совместной деятельности в России появится лидер производства спецстали и сплавов для всех отраслей промышленности.

Два слова о внешних барьерах. На наш взгляд, к счастью, они не только мешают, но и дают новые возможности в области импортозамещения, концентрации производств в приоритетных направлениях. Очевидно, что проводимая в отношении российских шельфовых и арктических углеводородных проектов дискриминационная политика западными странами требует от нас ускоренного внедрения новых материалов и технологий для добычи и транспортировки сырья, обустройства сервиса, скважин и инфраструктуры. В этой связи недавно созданный на базе активов ПАО «ТМК» и ОАО «ЧТПЗ» (российский лидер) не только является крупнейшим в мире производителем труб, но и способен обеспечить энергетическую безопасность России и решение стратегических задач по импортозамещению и освоению новых районов нефтегазодобычи.

Уважаемый Владимир Владимирович, в заключение хотел бы Вас поблагодарить за поддержку усилий российского бизнеса по обеспечению максимально возможного промышленного производства в нашей стране и поддержку нашей совместной работы с Правительством Российской Федерации по снятию внешних и внутренних барьеров.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Дмитрий Александрович, спасибо Вам за предложение, я пометил некоторые вещи. Ну и, как обычно, мы ведем запись нашей сегодняшней встречи, нашего совещания, поэтому и в Администрации, и в Правительстве над этим, безусловно, поработаем.

Вы сказали о том, что Правительство выполнило мои поручения по поводу устранения неоправданных барьеров в виде различных СНИПов и так далее. 3000 действительно (я уже сказал, и мне сегодня Марат Шакирзянович докладывал с утра), 3000 снято, но еще 3800 предстоит отменить. Как вы сами заметили, сроки принятия соответствующих решений в странах Евросоюза гораздо короче, чем у нас, поэтому есть над чем работать. Сам факт принятия соответствующей программы не означает исполнение поручения. А вот когда программа будет выполнена, тогда мы проанализируем то, что происходит в жизни, и скорректируем дальнейшее наше поведение, разумеется, в контакте с вами.

Спасибо большое.

 

 

 

 


Поделиться:







Подписка на новости