10 декабря 2021 года прошло совместное заседание Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции.
В заседании, которое прошло в смешанном формате, приняли участие свыше 100 человек. В их числе – представители федеральных органов исполнительной власти, Евразийской экономической комиссии, органов по аккредитации и сертификации, испытательных лабораторий, компаний различных отраслей, научного сообщества.
Модераторами мероприятия выступили заместитель Сопредседателя Комитета РСПП А.Н.Лоцманов и Председатель Комитета ТПП РФ С.В.Пугачев.
Заседание было посвящено обсуждению проблем, возникших после принятия Постановлений Правительства РФ oт 19.06.2021 №№ 934, 935, 936 о порядке признания недействительными документов в области оценки соответствия продукции (далее - постановления).
Суть проблем была изложена в письме, направленном Президентом НП «ОПЖТ» В.А.Гапановичем в адрес Президента РСПП А.Н.Шохина.
В письме указывается, что производители железнодорожной техники при подтверждении соответствия своей продукции техническим регламентам ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 (далее – технические регламенты), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710, столкнулись с требованием органов надзора в области железнодорожного транспорта и органов по сертификации по установлению для всех объектов технического регулирования назначенного срока службы или назначенного ресурса. В соответствии с установленными в технических регламентах определениями по достижению назначенных сроков (ресурсов) эксплуатация продукции должна быть прекращена вне зависимости от ее технического состояния. В область действия технических регламентов входят более 340 объектов технического регулирования, при этом все они подлежат обязательному подтверждению соответствия. Указанная продукция непрерывно поставляется в ежесуточных и массовых количествах на железнодорожный транспорт, взамен активно изнашиваемых составляющих, для бесперебойности железнодорожных перевозок, обеспечивающих устойчивую работу системообразующих секторов российской экономики и стран ЕАЭС.
Вице-президент НП «ОПЖТ», директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ЕВРАЗ С.В.Палкин в своем выступлении отметил, что требование назначать срок службы или ресурс нереализуемо в отношении таких объектов технического регулирования, как щебень, оси черновые (которые по сути своей являются полуфабрикатом), рельсы железнодорожные остряковые, программное обеспечение (обновления которого могут выходить регулярно независимо от назначенного ему срока службы) и т.д. Для значительной части объектов технического регулирования (колодки и диски тормозные, бандажи, колеса, рельсы и т.д.) должны применяться исключительно критерии предельного состояния (по износу в разных условиях эксплуатации). Тем более, что технические регламенты устанавливают данную возможность для в соответствии с которой производитель может доказать безопасность своей продукции, устанавливая критерии предельных состояний, по достижению которых продукция также может изыматься из эксплуатации.
Требования по установлению на продукцию назначенного срока службы (ресурса) неисполнимо в силу практически полного отсутствия стандартных методов определения и оценки соответствия данных параметров, что требует проведения научно-исследовательских работ и глубокого анализа данных эксплуатации.
Отдельные производители, исполняя договорные обязательства, вынуждены формально устанавливать назначенные показатели и обеспечивать выполнение требований по установлению назначенных показателей для всего спектра изделий, что в конечном итоге приведет к удорожанию, а также снижению уровня безопасности и надежности технических средств.
Установление назначенных показателей на все объекты технического регулирования по рассматриваемым регламентам потребует инфраструктурных изменений эксплуатационной работы ОАО «РЖД», необеспеченных капиталоёмкими производственными мощностями, приведет к существенному росту потребления изнашиваемой продукции, окажет избыточное давление на издержки и уровень железнодорожных тарифов в макроэкономических масштабах.
Он подробно проанализировал создавшуюся ситуацию и ее возможные последствия. Докладчик отметил, что анализ принятых в текущем году постановлений в части соблюдения обязательных требований к продукции, регулируемой техническими регламентами ЕАЭС (ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011) выявляет наличие высоких рисков необоснованной утраты производителями сертификатов, означающее массовое прекращение отгрузок, определяющих устойчивую работу железнодорожного транспорта.
Участники заседания всесторонне обсудили создавшееся положение дел. Мнение по обсуждаемому вопросу основных изготовителей железнодорожного подвижного состава и комплектующих изделий высказал заместитель генерального директора по взаимодействию с РЖД и сервису АО «Синара-Транспортные Машины» Ю.А.Машталер, который отметил, что признание недействительными документов испытательных лабораторий, приостановка аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации вследствие выявленных формальных нарушений, не влияющих на безопасность продукции, в конечном итоге, влечет за собой приостановку, прекращение, признание недействительными сертификатов соответствия.
Сертификатов лишается производитель, не имеющий влияния на органы по сертификации и на испытательные лаборатории, при этом непризнание документов и лишение аккредитации которых явно несоразмерно возникающим экономическим потерям, как от продаж, так и от обязанностей по отзыву дорогостоящей железнодорожной продукции.
При этом критерии, на основании которых принимаются данные решения в ряде случаев носят субъективный и неоднозначный характер, некоторые критерии не связаны с реальным обеспечением безопасности для жизни и здоровья граждан. Ситуация, когда отсутствие показателя назначенного срока службы (ресурса) в сертификате соответствия может стать формальной причиной признания его недействительным, приведет к прекращению массовых поставок и отзыву уже эксплуатируемых локомотивов, вагонов, рельсов, колёс, устройств управления, контроля и безопасности, программных средств железнодорожного подвижного состава и других составных частей. В конечном счете это создаст необоснованные и непреодолимые барьеры для осуществления железнодорожных перевозок.
Технический директор АО «Трансмашхолдинг» М.А. Рожков в своем выступлении отметил, что при подтверждении соответствия железнодорожного подвижного состава представляется более 120 сертификатов на комплектующие изделия, при этом объекты подтверждения соответствия должны соответствовать требованиям целого ряда смежных технических регламентов. Признание недействительным хотя бы одного из сертификатов по формальным причинам, не связанным с безопасностью, с момента его регистрации в реестре приведет к необходимости отзыва подвижного состава, прошедшего в свое время необходимые процедуры подтверждения соответствия и находящегося в эксплуатации на протяжении ряда лет. Он также отметил необходимость применения единых принципов и условий подтверждения соответствия в странах-членах ЕАЭС в соответствии с принятым Договором о ЕАЭС, в противном случае - снижается конкурентоспособность российской продукции.
Заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Л.А.Никольская отметила в своем выступлении, что перевод железнодорожного транспорта на обеспечение безопасности по показателю назначенного срока службы потребует пересмотра всей сложившейся системы технического обслуживания и ремонта, передислокации напольных диагностических средств, зданий и сооружений вагонных и локомотивных ремонтных мощностей, дополнительных остановок движения поездов и потерю пропускных способностей, что весьма актуально на грузонапряжённых направлениях где они уже и так исчерпаны и требуют инфраструктурного развития. Это огромная перестройка всей эксплуатационной работы ОАО «РЖД» с большими и явно неокупаемыми капитальными затратами.
Главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» М.М.Старовойтов в своем выступлении отметил отсутствие стандартных методик установления назначенного срока и осуществления его оценки соответствия на продукцию, применяемую в инфраструктурном комплексе. Он привел результаты экономической оценки по замене рельсов по истечении назначенного срока (150 млн. т. брутто), которые показывают, что потребуется производить замену каждые 3,85 лет и для этого необходимо увеличить закупки в 6,2 раза по отношению к планируемому. При этом контроль фактического состояния рельсов с принятием решения о возможности их дальнейшей эксплуатации или изъятием по критериям предельного состояния в настоящее время происходит постоянно в течение всего жизненного цикла. Данная практика сложилась на ведущих мировых железнодорожных инфраструктурах. Также докладчик отметил, что признание недействительными сертификатов соответствия должно осуществляться только на основании выявления несоответствия продукции техническим регламентам.
Научно-техническую оценку практики и перспектив установления назначенных показателей составным частям железнодорожного подвижного состава и элементам инфраструктуры железных дорог дал А.В.Сухов, заместитель генерального директора – директор НЦ РСТМ АО «ВНИИЖТ». В своем выступлении он также привел конкретные случаи формального подхода к оценке отчетов об испытаниях, проведенных в испытательном центре АО «ВНИИЖТ».
Риски остановки обращения парка грузовых вагонов из-за отмены сертификатов соответствия на составные части грузовых вагонов проанализировал М.Ю.Рубцов, заместитель генерального директора по техническому развитию ПАО «Первая грузовая компания».
В обсуждении также приняли участие Президент Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники Э.Н.Гунченко, вице-президент НП «ОПЖТ», руководитель органа по сертификации технических средств железнодорожного транспорта ООО «ЦТК» В.А.Матюшин, Директор Управления по операционной деятельности ООО «УК Мечел-Сталь» М.Г.Штайгер, заместитель руководителя Ространснадзора В.Б.Гулин, заместитель Директора Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК К.Н.Еликбаев.
Выступающие отмечали, что установление назначенного срока службы (ресурса) не поддерживается производителями локомотивов, пассажирских вагонов, комплектующих, металлургами, собственниками подвижного состава, владельцем железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» и требует специальных и неотложных решений.
В настоящее время отсутствуют единые требования в странах ЕАЭС к определению назначенного срока службы (ресурса) и правила (процедуры) оценки соответствия продукции в части назначенного срока службы (ресурса), что противоречит общим принципам технического регулирования, установленным в Договоре о ЕАЭС (части 2, 6 и 13 статьи 51 Договора о ЕАЭС).
Установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. №№ 934, 935, 936 правила признания недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями, а также правила приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии и сертификатов соответствия еще сильнее усложнили ситуацию.
Риски, которые могут возникнуть из-за безапелляционных решений регуляторов по признанию недействительными деклараций о соответствии
и сертификатов соответствия, приведут не только к убыткам экономического характера, но и станут серьезной угрозой для устойчивого функционирования крупных предприятий системообразующих отраслей экономики, определяющих социально-экономическую ситуацию в стране.
По результатам состоявшегося обсуждения участники совместного заседания Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции решили признать:
-
неоднозначность положений технических регламентов ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 в отношении требования по установлению назначенного срока службы и/или назначенного ресурса, а также необеспеченность данного требования межгосударственными и национальными стандартами;
-
возникновение высоких рисков утраты производителями сложной и высокотехнологичной продукции, обеспечивающей устойчивую работу системообразующих секторов экономики, документов о подтверждении соответствия, в связи с утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. №№ 934, 935, 936 правилами регистрации и признания недействительными отчетов об испытаниях, сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, в том числе, в случае не указания в документах о подтверждении соответствия назначенных сроков службы (назначенных ресурсов).
В проекте решения заседания предложено просить руководство РСПП и ТПП РФ направить в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке обращения в Совет ЕЭК от Российской Федерации:
-
о внесении изменения в установочную часть решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 «О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"» в части неприменения требований указанных технических регламентов по установлению назначенного срока службы (назначенного ресурса) продукции до внесения в соответствии с решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. № 90 Изменения № 2 в указанные ТР ТС.
-
об установлении в Изменении № 2 ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 однозначных критериев безопасности железнодорожного подвижного состава, его составных частей и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, в т.ч. разделение всего спектра продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, на категории.
-
до внесения изменения в установочную часть решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710, а также до утверждения Изменения №2 технических регламентов издание рекомендаций ЕЭК, разъясняющих порядок применения и подтверждения требований технических регламентов, в т.ч. путем выполнения требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также с учетом положений технических регламентов о том, что безопасность отдельных видов продукции может быть обеспечена путем установления критериев предельных состояний.
Проект решения заседания размещен на сайте Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и содержит ряд других предложений, направленных на решение возникающих проблем.
Проект решения участников заседания
Участникам заседания предложено представить предложения в проект решения в недельный срок.
Трансляция