«Мы постоянно развиваем цифровое ядро нашей службы»

19.06.2023 Точка зрения

Маркетплейсы поставили отметку «Товар проверен» уже на 8–9 млн карточек продукции, рассказал «Известиям» руководитель Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Назарий Скрыпник на полях Петербургского экономического форума. В первую очередь речь идет о детских товарах. В то же время ведомство активно регистрирует новые сертификаты — например, на электронику, заменившую ушедшие с российского рынка бренды.

— В июне прошлого года вы заявили, что Росаккредитация сократила проверки бизнеса на 60% за два года. Как сейчас обстоят дела? Многие депутаты предлагают отменить мораторий на проверки, а как вы к этому относитесь?

— Спокойно. Да, мораторий случился, количество проверок сократилось, но мы рассматриваем возможность жить как с ним, так и без него. Изучаем результаты наших лабораторных исследований, через систему следим, какие сертификаты появляются. У нас есть механизмы прекращения сертификатов. Не видим препятствий для дальнейшего контроля за рынком.

— В примере с ботинками — это какая-то наклейка, плашка должна быть на товаре?

— Вы заходите на маркетплейс, открываете страничку с детскими ботинками, и внизу появляется зеленая галочка с надписью «Товар проверен». Кликаете на нее, переходите в реестр Росаккредитации и убеждаетесь в наличии сертификата.

Следовательно, продукция проверена и безопасна с точки зрения оценки соответствия, говоря сухим языком. Если галочки нет — повод задуматься.

— Никогда не обращала на нее внимания.

— Сейчас статистика «гуляет», но, по нашим данным, ссылку имеют уже от 8 млн до 9 млн товаров. Я привел в пример продукцию для детей, потому что она в приоритете.

— Я правильно понимаю: именно ваше агентство занимается проверкой качества и соответствия?

— Мы аккредитовываем испытательные центры, которые, в свою очередь, занимаются проверкой качества. Затем они вносят данные о сертификате в наш реестр.

— А как Росаккредитация помогает нашим производителям-экспортерам при поставках, скажем, на рынки Ближнего Востока?

— Да, вектор поменялся на Восток, Юго-Восточную Азию. Зачастую в этих странах есть дополнительные требования к продукции. Например, в одну из мусульманских стран нельзя отправить продукты без сертификата «Халяль». Они просто туда не попадут. Наша ключевая задача — снизить нетарифный барьер, чтобы при отправке условной курицы в условные Арабские Эмираты приняли сертификат подтверждения, выданный аккредитованным нами органом.

Мы ведем большую многоступенчатую работу. В первую очередь заключаем соглашения — к примеру, по аккредитации «Халяль» со странами Персидского залива. Росаккредитация проверяет светскую часть: как работает орган, какие у него документы, насколько образованные сотрудники. Орган залива «Халяль» проверяет религиозную часть. Если обе совпадают, выдаем свидетельство, и потом контейнеры с той же курицей отправляются с этим документом.

Мы сделали большие шаги, заключив такое соглашение. Сейчас первые учреждения готовятся к аккредитации по этой схеме. Надеюсь, до конца года она полностью заработает и нам будет чем похвастаться.

— В 2023 году власти продлили срок, в течение которого бизнес может использовать упрощенную декларацию. Скоро он истекает. Планируете продлевать?

— Было вынужденное решение. Мы не смогли бы, например, поехать на производство iPhone, так как оно в Китае, хотя это лояльная дружественная страна. Если выберем страну, с которой нет дружественных отношений, мы не сможем поехать и убедиться, что товары достаточно качественные. Поэтому была разработана удобная для всех схема упрощенной декларации. Вы заходите, заводите определенный объем документов, регистрируетесь.

Схема заработала. За полгода в ней появилось 90 тыс. документов, а мы живем в этом процессе уже около полутора лет, поэтому предприниматели со всей страны пользуются. Настроили механизм, чтобы можно было за 2–3 дня проверить, что за декларация была зарегистрирована. Если есть нарушения, приостанавливаем.

Имеются полярные точки зрения. Кто-то просит продлить такой порядок, кто-то — уменьшить или прекратить. Обсуждаем, скоро решим.

— Ваша служба заключила соглашение с некоторыми маркетплейсами о проверках качества товара. Что это значит для продавцов?

— Необязательно быть сотрудником госорганов, чтобы заметить некачественные или контрафактные товары на маркетплейсах. С ними мы и боремся. Возьмем для примера детские ботинки. На карточку товара ставится ссылка на реестр Росаккредитации — он публичный и достоверный, каждый может зайти. Выбирая ботиночки, вы проверяете, действует ли на них сертификат, не прекращен ли, существует ли вообще, — убеждаетесь в безопасности. То есть продавцы, которые продвигают некачественные товары, попадают под регулирование. Они будут вынуждены отдать партию. Мы верим, что это поможет ограничить попадание такой продукции на рынок.

— Насколько, по сравнению с 2021 годом, изменилось количество заявок на получение сертификата соответствия на радиоэлектронную продукцию, промышленную, потребительскую электронику?

— Это очень просто понять: взгляните на полки в магазинах. Год назад мы видели одну линейку электронных товаров, был определенный объем сертификатов под них, но с тех пор многие марки заместились. Стали завозиться товары из других стран, а это повлекло выпуск новых сертификатов — соответственно, линейка расширяется. Кто бы что ни говорил, количество бытовой техники, брендов по оценке соответствия увеличивается. Заинтересованность у рынка есть.

— Насчет халяля — в России появились первые стандарты продукции. Как сейчас проходят процедуры соответствия и какой экспортный потенциал у этих товаров?

— Без стандартов невозможно аккредитовать орган и получить сертификат. Это первое. Вторая большая составляющая механизма — сотрудники. Росаккредитация взяла на себя обязанность обучить экспертов в этой области, мы взяли их из разных регионов преимущественно с мусульманским населением.

В некоторых странах требуют оглушать животное перед убоем, в некоторых нет. Смотрим, куда ввозим, адаптируемся.

— Как проходит цифровая трансформация в ведомстве? Что удалось сделать, к чему стремитесь?

— Мы постоянно развиваем цифровое ядро нашей службы — федеральную государственную информационную систему Росаккредитации. В ней обеспечен целый ряд процессов. Для понимания — похоже на «Госуслуги». Даже у них есть свой вход.

Раньше нужно было заполнять всё бумажно, потом внутри системы, а сейчас и через «Госуслуги». Сократили сроки: документы в электронном виде и двигаются практически автоматически.

Процесс трудоемкий, в нем задействовано много людей. Для аккредитации того или иного испытательного центра действовал срок 105–110 рабочих дней, то есть почти добрые полгода. Сейчас на всё уходит около 40 дней и это не предел. Будем повышать скорость реагирования на выпуск неправильно оформленных сертификатов.

А недавно появилась возможность просматривать страницу через телефон, действует сертификат или нет. Был только десктопный формат, сделали мобильную версию.

Давно существует, например, QR-код на сертификате. Можно навести камеру и сразу получить ссылку на вход в систему. Во всех элементах мы что-то ускоряем, упрощаем, убираем барьеры. Цифровизация проводится именно для этого, а не сама по себе.

Источник: «Известия»

 

 


Поделиться:







Подписка на новости