В течение последних трех лет разработку национальных стандартов и сводов правил в области технологий информационного моделирования осуществлял подкомитет (ПК) 5 «Технология информационного моделирования зданий и сооружений» технического комитета по стандартизации (ТК) 465 «Строительство». В настоящее время разработано и принято 7 национальных стандартов и 4 свода правил. Как оценить результаты проделанной работы? Своим мнением делится председатель проектного технического комитета (ПТК) 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости», вице-президент BIM-ассоциации Сергей Васильевич Пугачев.
– Сергей Васильевич, в чем заключается особая важность стандартов и сводов правил, о которых мы говорим? Почему работе в этом направлении уделяется сегодня большое внимание?
– Разработка национальных стандартов информационного моделирования является одним из ключевых факторов выполнения Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства. План утвержден в апреле прошлого года заместителем председателя Правительства РФ Д. Козаком.
Фактически речь идет о возможности применения BIM-технологий в строительстве. Их использование обеспечит повышение конкурентоспособности российского строительного комплекса, создаст новые высококвалифицированные рабочие места, повысит качество и снизит себестоимость инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов.
– Можно говорить о первых успехах? Стандарты и своды правил разрабатываются…
– Но результаты проделанной работы не могут удовлетворить строительное сообщество. Организация разработки документов ПК 5 ТК 465 вызывает множество замечаний и негативных отзывов у экспертов и Росстандарта.
Так, эксперты отмечают несистемный подход к планированию работ, существенные нарушения правил и процедур стандартизации при осуществлении разработки документов, а также большое количество замечаний к их содержанию.
До настоящего времени отсутствует комплексный план разработки стандартов в области технологий информационного моделирования (ТИМ).
Большая часть национальных стандартов принята на основе устаревших редакций международных стандартов. Искажено содержание национальных стандартов, принимаемых в качестве идентичных международным стандартам ИСО, заменены обязательные (нормативные) ссылки в принятых стандартах. В федеральном информационном фонде стандартов отсутствуют зарегистрированные переводы, как самих стандартов, принимаемых в качестве идентичных международным, так и обязательных ссылочных стандартов. Это является нарушением требований основополагающих стандартов и нормативных правовых актов.
Кроме того, большинство из принятых стандартов должны быть увязаны и применяться совместно с основным стандартом, который определяет концептуальные схемы данных и формат обмена файлами для данных информационной модели в строительстве.
– Этот основной стандарт пока не разработан?
– В течение трех лет ПК 5 ТК 465 ведется разработка данного основного стандарта «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения». Он призван обеспечивать возможность применения при моделировании любого соответствующего программного обеспечения. Разработчики отказались от принятия этого стандарта в качестве идентичного международному стандарту ИСО 16739:2013, как это сделали в ЕС и в большинстве стран, активно внедряющих ТИМ. Проект стандарта неоднократно возвращался Росстандартом разработчику вследствие грубейших нарушений правил и процедур стандартизации. Достаточно отметить, что в тексте проекта приводятся многочисленные отсылки на интернет-сайт частной организации из Великобритании. Это почему-то позиционируется разработчиком как отсылка на недостающие положения (требования), описания схем данных с примерами. В результате объем национального стандарта составляет всего 10% от международного стандарта ИСО 16739:2013, при этом число требований (сущностей) постоянно увеличивается с пересмотром стандарта.
Таким образом, в качестве нормативного документа предлагается документ с незафиксированными требованиями, которые будут изменяться при его применении на различных этапах жизненного цикла зданий и сооружений, что недопустимо. В отсутствие стандарта, определяющего открытый формат обмена данными, уже разрабатываются отраслевые и региональные документы, вводящие для информационной модели обязательное применение закрытых форматов отдельных производителей программного обеспечения, что полностью противоречит идеологии открытых ТИМ.
– А как вы можете оценить качество уже разработанных сводов правил?
– По принятым сводам правил в области ТИМ экспертным сообществом было представлено более 600 замечаний. При этом в итоговую сводку замечаний вошли только 20. Уже один этот факт говорит о многом.
В результате свод правил СП 328.1311500.2017 необходимо полностью переделать, так как исходя из его области применения он не устанавливает требований к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов. СП 301.1325800.2017 практически не подлежит применению, так как он не дает конкретных примеров и указаний. В СП 331.1311500.2017 отсутствует информация об основных видах ресурсов. В СП 333.1311500.2017 не указаны важнейшие этапы экспертизы, реконструкции, модернизации, сноса. Не установлено никаких требований к качеству информационных моделей.
– Выходит, что ПК 5 ТК 465 с поставленной задачей не справился?
– Да. Думаю, что существенные недостатки в его работе во многом обусловлены тем, что в состав ПК 5 входит ограниченное количество организаций. Они не обеспечивают необходимый уровень компетенции для разработки документов в области ТИМ и равное представительство всех заинтересованных сторон. В частности, в составе ПК 5 полностью отсутствуют представители отраслей, проектных и строительных организаций, органов госэкспертизы. Заседания ПК 5 проходят в закрытом режиме.
По мнению экспертного сообщества, принятые ПК 5 документы в существующем виде не имеют никакой практической ценности. В случае их прекращения или отмены строительная отрасль не понесет никаких потерь. Но вот сама реализация Плана мероприятий с учетом неприменимых на практике документов по стандартизации ТИМ невозможна. Кроме того, отсутствуют и не разрабатываются документы, устанавливающие требования к информационному моделированию непосредственно в процессах проектирования, строительства, эксплуатации и сноса объектов, как это предусмотрено пунктом 14 Плана мероприятий.
– Значит, в неэффективной системе работы нужно что-то менять.
– Несомненно. Сложившаяся ситуация была рассмотрена на заседании Рабочей группы по строительству Совета по стандартизации Росстандарта в декабре прошлого года. Затем на заседании Совета по стандартизации Росстандарта 20 декабря 2017 года было предложено создать проектный технический комитет по стандартизации (ПТК) в области ТИМ.
Экспертное сообщество, профильные общественные и профессиональные объединения и ассоциации, крупнейшие отраслевые проектные и строительные организации, а также производители (интеграторы) специализированного программного обеспечения проявили большую заинтересованность в создании данного ПТК.
Приказом Росстандарта от 6 марта 2018 года № 410 после прохождения всех необходимых по законодательству о стандартизации процедур был создан ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости».
– Кто вошел в состав ПТК?
– Представители всех заинтересованных сторон (38 организаций): ведущих научных организаций (НИУ МГСУ), нефтегазовой отрасли (ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть», НК «Роснефть» и др.), автодорожного строительства (Росавтодор, ГК «Автодор» и др.), железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД», ОАО «Спецтрансстрой» и др.), а также ГК «Росатом», ФАУ «Главгосэкспертиза России», объединений изыскателей и проектировщиков, профильных ассоциаций и объединений, интеграторов программного обеспечения и др.
Состояние дел в области стандартизации ТИМ было рассмотрено 6 апреля 2018 года на первом расширенном заседании ПТК 705. По результатам обсуждения его участники единогласно отметили отсутствие системности и комплексности проведенных ПК 5 ТК 465 работ по стандартизации ТИМ. Имели место существенные нарушения правил и процедур стандартизации, было много принципиальных замечаний к содержанию документов, подчеркивалась невозможность их реализации на практике. Также было отмечено, что ПК 5 ТК 465 не разработано ни одного стандарта по планированию и управлению жизненным циклом зданий и сооружений, в том числе с применением ТИМ.
На заседании была рассмотрена и в целом одобрена комплексная программа стандартизации в области ТИМ и планирования жизненного цикла зданий и сооружений. Она предусматривает разработку, прежде всего, основополага-ющих стандартов системы, а также стандартов, определяющих особенности применения ТИМ, как на всех этапах жизненного цикла, так и для всех участников строительного процесса. Предусматривается также разработка отраслевых стандартов, стандартов на методики обоснования инвестиций для всего жизненного цикла объектов с использованием ТИМ.
Готовятся предложения об актуализации системы стандартов проектной документации в строительстве, которые, в существующих редакциях, накладывают ряд ограничений на использование ТИМ. В настоящее время данные документы отсутствуют и Программой национальной стандартизации их разработка не предусмотрена.
Целый ряд принятых ПК 5 документов по стандартизации в области ТИМ должны быть пересмотрены в целях устранения противоречий с международными стандартами и соблюдения правил стандартизации.
– Как организована практическая работа нового проектного технического комитета?
– В рамках ПТК 705 созданы четыре рабочие группы (РГ) отраслевой направленности (объекты нефтегазового комплекса, железнодорожного транспорта, автодорожного транспорта, электроэнергетики) для учета отраслевой специфики технологий информационного моделирования, а также РГ по взаимодействию со смежными ТК. Проведены первые заседания двух отраслевых РГ, формируются предложения в Программу стандартизации.
В мае ПТК 705 представил в Росстандарт предложения в программу национальной стандартизации (семь первоочередных тем). Разработка документов будет осуществляться за счет внебюджетных источников финансирования.
Для исключения дублирования с другими ТК приказом Росстандарта от 3 мая 2018 года № 851 внесены изменения в структуру технического комитета по стандартизации «Строительство». В новой структуре ТК 465 исключен ПК 5.
Для нас очень важно, что решения, принятые Росстандартом по созданию ПТК 705, были единогласно поддержаны на состоявшемся 28 мая заседании Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России.
Кроме того, учитывая необходимость создания доказательной базы технических регламентов ЕАЭС (ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, ТР ТС 014/2011) с использованием ТИМ, Совет рекомендовал Росстандарту выступить с инициативой создания межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК) в области ТИМ на базе российского ПТК 705.
Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №07/2018