В последнее время в Российской Федерации значительно усилилось присутствие отраслевых ассоциаций на многих площадках взаимодействия бизнеса, власти и общества, а также возросла их роль в формировании актуальной промышленной повестки, подготовке и реализации отраслевых стратегий и мер поддержки. Одним из активных отраслевых объединений, получивших известность благодаря масштабным инициативам и точечным проектам, является Алюминиевая Ассоциация. Помимо деятельности, направленной на популяризацию и развитие рынка переработки алюминия, интенсивная работа проводится и в сфере стандартизации: Алюминиевая Ассоциация определила это направление одним из приоритетных и добилась ощутимых результатов. Наш собеседник – сопредседатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Сергеевна Казовская.
– Ирина Сергеевна, почему такая роль в деятельности Алюминиевой Ассоциации отведена именно стандартизации?
Алюминиевая Ассоциации была создана в декабре 2015 года и основной целью ее деятельности определено развитие переработки алюминия на территории России путем стимулирования производства и потребления высокотехнологичной алюминиевой продукции.
Разумеется, для достижения данной цели требуется в том числе обеспечить совершенствование нормативно-технической базы в области стандартизации и технического регулирования. К сожалению, на протяжении долгих лет до создания Алюминиевой Ассоциации сфера стандартизации алюминиевой продукции была заброшена, соответственно, устаревшие стандарты не только не способствовали развитию конкурентоспособности и повышению качества такой продукции, но и зачастую ограничивали ее применение в связи с имеющимися нормативными запретами.
В этой связи обновление фонда документов по стандартизации алюминиевой продукции и продукции, содержащей алюминиевые компоненты, было определено одним из приоритетов деятельности Алюминиевой Ассоциации.
– Какие механизмы были прежде всего задействованы в развитии отраслевой стандартизации? Какую роль сыграла в этом процессе Алюминиевая Ассоциация?
– Важнейшей стратегической задачей для развития отраслевой стандартизации определено формирование комплексного центра компетенции алюминиевой промышленности в нормативной и технической сфере на базе Алюминиевой Ассоциации. Ядром такого центра компетенции, с помощью которого обеспечивается возможность эффективной разработки и актуализации нормативных документов, является технический комитет по стандартизации ТК 099 «Алюминий», который в первоочередном порядке был реорганизован, поскольку до этого долгие годы фактически не функционировал. Секретариат преобразованного ТК 099 «Алюминий» возглавила Алюминиевая Ассоциация, в состав комитета вошло более 20 предприятий алюминиевой промышленности России и профильные научно-исследовательские институты.
Ключевым изменением стало существенное расширение сферы объектов стандартизации, закрепленных за ТК 099 «Алюминий». Если ранее она охватывала исключительно сырьевую продукцию (первичный алюминий), то после реорганизации стала включать более 50 видов продукции высокого передела из алюминия (кабельная продукция, продукция автомобилестроения, судостроения, строительства, авиастроения и многое другое) за счет взаимодействия с профильными техническими комитетами, с которыми на сегодняшний день подписано более 20 соответствующих соглашений.
Главным следствием такого расширения сферы деятельности стала возможность обеспечивать эффективное совместное взаимодействие технических комитетов, экспертного и научного сообщества, позволяющее содействовать достижению интересов алюминиевой промышленности при разработке стандартов, тем самым расширяя возможности использования высокотехнологичной алюминиевой продукции в авиационной, судостроительной и автомобильной промышленности, в транспортном, энергетическом и нефтегазовом машиностроении, в строительной отрасли.
Алюминиевой Ассоциацией и ТК 099 «Алюминий» была разработана собственная перспективная программа по стандартизации, включающая более 100 тем по разработке и пересмотру документов по стандартизации в различных отраслях.
– Каковы приоритетные направления работы в рамках данной программы?
– Приоритет был отдан разработке документов национальной системы стандартизации (национальные, межгосударственные стандарты и своды правил), поскольку они имеют значительно более широкие возможности и преимущества применения (например, по отношению к стандартам организации), как в сфере закупочной деятельности, так и в сфере оптовой и розничной торговли.
При формировании программы учитывались реальные потребности компаний – производителей алюминиевой продукции и смежных отраслей, которые в повседневной практике сталкиваются с проблематикой отсутствия нормативно-технической документации либо с ее неактуальностью. При этом, безусловно, нами ежегодно также обновляется устаревший фонд стандартов, ранее закрепленный за ТК 099 «Алюминий» (в 2017-2018 годах с участием смежных комитетов утверждено 10 стандартов, в 2019 году завершается разработка 14 стандартов, планируется организация пересмотра более 16 стандартов на 2019 год).
– Из каких источников финансируются эти работы?
– Финансирование работ по стандартизации осуществляется преимущественно за счет средств партнеров Алюминиевой Ассоциации, а также частично за счет средств федерального бюджета.
В программу по стандартизации Алюминиевой Ассоциации вошли в том числе наиболее приоритетные документы по стандартизации, направленные на снятие существующих нормативных ограничений по применению алюминия. В число ключевых реализуемых и уже реализованных кейсов по стандартизации входит, например, алюминиевая проводка.
Дело в том, что с начала 2000-х годов существовал запрет на применение в жилых зданиях кабелей с алюминиевыми жилами. Однако в период с 2014 по 2016 год были разработаны новые кабели с жилами из алюминиевых сплавов 8030 и 8176 (в которых содержатся также железо, медь и другие металлы), которые, как показали соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проведенные ведущими профильными институтами в области кабельной промышленности и пожарной безопасности, значительно превосходят по уровню безопасности ранее применявшиеся кабели с алюминиевыми жилами и по всем техническим показателям не уступают традиционным кабелям с медными жилами (за исключением электропроводности).
В целях обеспечения возможности применения кабелей с жилами из алюминиевых сплавов 8030 и 8176 по инициативе Алюминиевой Ассоциации были разработаны и утверждены ГОСТ Р 58019-2017 «Катанка из алюминиевых сплавов марок 8176 и 8030. Технические условия» (разработчики: Алюминиевая Ассоциация и ООО «РУСАЛ ИТЦ») и Изменение № 2 СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (разработчик: Ассоциация «Росэлектромонтаж»).
Разумеется, на этапах рассмотрения, экспертизы и утверждения изменений в свод правил со стороны согласующих организаций было встречено достаточно серьезное противодействие. Возможно, во многом оно вызвано традиционной инертностью нашего национального менталитета. У нас по-прежнему с недоверием относятся к инновационной продукции, тем более с учетом сложившегося в строительной сфере мнения о неэффективности и небезопасности алюминиевой проводки, на основе которого она была запрещена в 2003 году.
Однако сплавы 8-й серии на протяжении 30 лет успешно используются в ведущих странах мира (например, США, Китай) для электропроводок жилых и общественных зданий. Новые сплавы 8176 и 8030 для токопроводящих жил кабелей электропроводок зданий полностью соответствуют международной практике и прошли всесторонние испытания по подтверждению пожарной безопасности.
Указанные доводы профильных экспертов с учетом проведенных исследовательских работ в конечном итоге позволили достичь консенсуса и принять совместное решение об утверждении изменений в свод правил.
После введения указанных документов и получения формального разрешения на применение кабелей с жилами из алюминиевых сплавов кабельными заводами в кратчайшие сроки было освоено производство нового вида продукции, а объем потенциальной переработки алюминия в Российской Федерации прирос как минимум на 20 тыс. тонн в год.
Кроме того, одной из сфер, где применение алюминия в Российской Федерации долгое время сдерживается, является производство железнодорожного подвижного состава.
В целях расширения возможности использования алюминия и алюминиевой продукции в сфере вагоностроения Алюминиевой Ассоциацией совместно с НП «ОПЖТ» была достигнута договоренность о разработке ряда стандартов в части применения алюминия в железнодорожном транспорте.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
Алюминиевой Ассоциацией совместно с Арконик Россия и ОК РУСАЛ организована разработка национального стандарта ГОСТ Р «Алюминий и алюминиевые сплавы. Продукция для производства элементов кузовов подвижного состава железнодорожного транспорта. Технические условия и сортамент» (разработчик: АО «ВНИИЖТ»).
Разработанный стандарт вызвал оживленную дискуссию в профессиональном сообществе, в адрес разработчика направлено более 270 предложений и замечаний в ходе нескольких этапов как очных, так и заочных обсуждений.
В настоящее время разработана окончательная редакция стандарта, в ближайшее время будет организована его экспертиза в ТК 045 «Железнодорожный транспорт» и ТК 099 «Алюминий», утверждение запланировано до сентября 2019 года.
Со стороны НП «ОПЖТ» организована разработка ГОСТ Р «Соединения сварные элементов конструкций кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов. Требование к проектированию, изготовлению и контролю качества» (разработчик: АО «ВНИИЖТ») и рассматривается возможность разработки ГОСТ Р «Крепежные системы элементов конструкций кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов и в комбинации алюминиевых сплав – сталь. Технические требования и методы испытаний».
В результате проведения указанных работ по стандартизации прогнозируется значительное повышение спроса на алюминиевые полуфабрикаты у вагоностроителей (более 10 тыс. тонн ежегодно к 2021 году).
– Наверное, важным направлением является использование продукции алюминиевой отрасли в строительстве?
– Конечно. Это также приоритетное направление. При нашей поддержке был утвержден новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58154-2018 «Материалы подконструкций навесных вентилируемых фасадных систем. Общие технические требования», разработанный членом Алюминиевой Ассоциации – ООО «Алюком».
Целью разработки стандарта являлось установление конкретных и понятных требований при назначении видов, марок и конструкционных материалов, материалов антикоррозионных покрытий элементов подконструкций навесных фасадных систем зданий и используемых в этих системах крепежных изделий для обеспечения требуемой долговечности элементов и узлов их сопряжений.
С утверждением стандарта установлены единые требования к материалам подконструкций, которые обеспечат требования ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» для фасадных систем. До появления стандарта критериев безопасности облицовки зданий не было, теперь же они появились. С нашей точки зрения, выполненная работа позволит унифицировать требования, которые используют в своей работе проектировщики и конструкторы.
Разработка и утверждение стандарта проходили в очень сложных условиях – разработанный стандарт более пяти лет не принимался (то есть работа по стандарту велась еще до создания Алюминиевой Ассоциации) по причине отсутствия консенсуса между производителями подконструкций навесных фасадных систем из различных материалов. За это время стандарт прошел множество экспертиз в технических комитетах, был обсужден на десятках согласительных совещаний.
В конечном итоге, после учета мнения всех заинтересованных сторон, изучения лучших мировых практик и накопленного опыта монтажа фасадных систем в Российской Федерации ГОСТ Р 58154-2018 утвержден и введен в действие с 1 января 2019 года.
Вместе с тем Алюминиевая Ассоциация на этом свою работу в области стандартизации фасадных систем не завершила: уже организована разработка стандарта ГОСТ Р «Фасадные системы навесные вентилируемые. Единые правила расчета конструкций навесных фасадных систем» (первая редакция разработана и вынесена на публичное обсуждение в январе 2019 года).
– В каких еще сферах разработка новых стандартов, актуализация уже существующих является сегодня особенно важной задачей?
– Одним из ключевых стандартов в системе национальной стандартизации для алюминиевой промышленности, находящихся в настоящее время в стадии пересмотра, является ГОСТ 4784-97 «Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки», который включает в себя деформируемые алюминиевые сплавы различных марок (в том числе их химический состав), используемые при производстве алюмосодержащей продукции.
Алюминиевой Ассоциацией совместно с членами Ассоциации было выявлено, что на сегодняшний день в стандарте отсутствует большое количество сплавов, которые появились за прошедшие 20 лет и широко востребованы в производстве продукции из алюминия в сфере строительства, энергетики и др.
Отсутствие указанных сплавов в стандарте сдерживает возможности включения их в стандарты на полуфабрикаты и продукцию высокого передела. А это, как следствие, не позволяет проектировщикам и потребителям в полной мере использовать современную и качественную алюминиевую продукцию, тем самым создает барьеры для применения алюмосодержащей продукции.
Разработка стандарта, организованная Алюминиевой Ассоциацией совместно с ВИЛС и ФГУП «ВНИИ СМТ», вызвала живой интерес у специалистов и компаний. По предложениям заинтересованных сторон в стандарт включено более 60 современных алюминиевых сплавов. Разработана окончательная редакция, стандарт подготовлен к голосованию в странах – участниках МГС. Утверждение стандарта запланировано на середину 2019 года.
При поддержке Алюминиевой Ассоциации компанией ООО «Алюком» был пересмотрен ключевой стандарт для производителей прессованных алюминиевых профилей ГОСТ 22233-2018 «Профили прессованные из алюминиевых сплавов для ограждающих конструкций» для нужд строительства.
В ходе обсуждения проекта стандарта в Алюминиевой Ассоциации с производителями прессованной продукции возникло множество споров, предметом которых являлись требования к геометрическим параметрам, допускам и предельным отклонениям производимых профилей. Проект стандарта предусматривает повышение требований к точности изготовления профилей, в связи с чем при скором вступлении в действие документа для обеспечения соблюдения установленных им требований производителям прессованных профилей из алюминия будет необходимо осуществить замену части парка пресс-оснастки, оборудования и существенно повысить уровень культуры производства.
Мнения членов Ассоциации о необходимости повышения требований к точности изготовления профилей в соответствии с передовой зарубежной практикой разделились, т. к. это влечет за собой увеличение себестоимости продукции, что в настоящее время, когда объемы строительства снижаются, приведет к повышению конкуренции.
– Понятно, что достичь консенсуса было непросто…
Да, конечно. Однако исходя из того, что одним из принципов стандартизации, предусмотренных Федеральным законом «О стандартизации Российской Федерации», является обеспечение соответствия требований национальных стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту, с учетом позиции производителей прессованной продукции было принято решение об установлении такого срока введения в действие нового стандарта с повышенными требованиями по качеству, который позволит производителям алюминиевых профилей подготовиться к новым требованиям.
Консенсус был найден, дата введения в действие ГОСТ 22233-2018 «Профили прессованные из алюминиевых сплавов для ограждающих конструкций» – 1 сентября 2019 года.
Повышенные требования к геометрическим параметрам, допускам и предельным отклонениям производимых профилей позволят увеличить экспортный потенциал отечественных производителей и в перспективе сократят импорт алюминиевого профиля из зарубежных стран.
– Если кратко подвести промежуточные итоги работы Алюминиевой Ассоциации в сфере стандартизации, какие выводы из накопленного опыта можно сделать?
– Безусловно, работа Алюминиевой Ассоциации в области стандартизации способствует развитию производства и реализации алюминиевой продукции: так, в 2018 году потребление алюминия на внутреннем рынке Российской Федерации увеличилось более чем на 10%, достигнув исторической отметки в 1 млн тонн.
Накопленный нами опыт со всей очевидностью показывает, что стандартизация может стать значительным импульсом для развития и сигналом для многих производителей инвестировать в новые технологии, способна оказывать реальный положительный эффект на состояние рынка продукции, стимулировать и расширять продажи как конечных изделий, так и компонентов и сырья для них.
Пришло понимание того, что стандартизация требует системного подхода, при котором необходимо актуализировать документы как комплексно, обеспечивая преемственность стандартов и их перекрестную ссылочность, так и единично, решая конкретные конъюнктурные проблемы и задачи, с которыми сталкиваются промышленные предприятия.
На мой взгляд, наличие централизованного органа (в данном случае – Алюминиевой Ассоциации) позволяет успешно координировать деятельность по стандартизации и вырабатывать согласованную позицию отрасли. При этом критически важно обеспечивать широкое взаимодействие с промышленными и общественными объединениями, такими как РСПП, ТПП, «Деловой Россией» и «Опорой России», отраслевыми ассоциациями, институтами развития и пр.
Наконец, совершенно очевидно, что для обеспечения эффективной и качественной разработки документов по стандартизации требуется широкое взаимодействие с экспертным сообществом, техническими комитетами, привлечение финансирования на всех уровнях: от собственных ресурсов заинтересованных компаний, организаций до средств ассоциаций и федерального бюджета.
Источник: Информационный бюллетень «Техэксперт» № 2 (152), февраль 2019