Фундаментальный законопроект о государственном контроле и надзоре должен быть принят в июне 2019 года. Это прописано в плане мероприятий «Трансформация делового климата», который утвердил председатель правительства Дмитрий Медведев. План направлен на улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям, одно из которых — контрольно-надзорная деятельность. Реформа госконтроля проводится при активном участии Экспертного совета при правительстве РФ, она направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.
Для нас очень важно стимулировать деловую среду: упрощать процедуры, снимать нормативные ограничения по различным документам. Документ, который я только что подписал, содержит такой план, чтобы открытие нового бизнеса не было сложным. Этот план продолжает работу, которая проводилась в рамках "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы», — пояснил премьер-министр в ходе заседания правительства 17 января.
«Дорожные карты», направленные на снижение административных барьеров для ведения бизнеса и улучшение делового климата, реализуются с 2012 года. Они разрабатывались при участии Открытого правительства. Итогом их реализации, по словам Дмитрия Медведева, стало сокращение свыше 50 различных избыточных процедур для бизнеса и существенное улучшение позиций России в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса. Страна поднялась в нём со 120 на 31 место за 6 лет.
Реализация мероприятий плана в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности должна обеспечить снижение административных издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора. Сделать это планируется за счёт систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований; совершенствования порядка введения новых обязательных требований; развития риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок и сокращения количества оснований для проведения внеплановых проверок. Кроме того, предусмотрено исключение дублирования проверок органами госконтроля и прокуратуры; расширение функционала единого реестра проверок, а также предупреждение коррупции в органах госконтроля.
Цели, которые поставлены в плане в части контрольно-надзорной деятельности, в целом правильные. Тут есть и про обязательные требования, и про сокращение количества проверок, и про изменение оснований проведения внеплановых проверок, и про исключение дублирования. Эти цели отражают чаяния многих предпринимателей, которые не без оснований ставят вопрос о пересмотре требований. Важно, что в этой же связи Дмитрий Медведев объявил о "регуляторной гильотине". В то же время в плане не хватает целостности и системности, пока непонятно, как мероприятия плана связаны с целями, обозначенными в документе. Результаты мероприятий при этом нуждаются в конкретизации», — отметил член Экспертного совета Александр Брагин.
Он выразил надежду, что эти недостатки будут скорректированы в ходе обновления плана, которое предполагается проводить минимум два раза в год.
Согласно плану мероприятий, уже в феврале 2019 года должны быть актуализированы размещённые на сайтах госорганов перечни нормативно-правовых актов, которые содержат требования к предпринимателям. Также в феврале предстоит проанализировать, насколько успешно были выполнены планы по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований, которые ранее утвердил проектный комитет реформы контрольной и надзорной деятельности.
Устранение избыточных требований к бизнесу — одно из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Важность этой задачи Дмитрий Медведев подчеркнул и в своём выступлении на Гайдаровском форуме в январе этого года. До сих пор количество обязательных требований, которые предъявляются к бизнесу при проверках, по словам премьер-министра, необоснованно завышено. Только устанавливающих их нормативных актов более 9 тысяч. Многие из этих требований создавались ещё в советские времена и устарели не только морально, но и технологически.
Пересмотр системы требований необходим, по мнению Дмитрия Медведева, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой «регуляторной гильотины», заявил он.
Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом, к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — пояснил председатель правительства.
Для этого нужно будет разработать специальную «дорожную карту». Результатом её реализации должны стать современные нормы, понятные как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов, и прозрачная система госконтроля.
Работа по устранению избыточных требований уже ведётся. Так, в январе подписано постановление правительства об исключении избыточных требований при строительстве ветроэлектростанций. Согласно этому документу, не нужно больше устанавливать охранные зоны в отношении ветроэлектростанций, так как такие объекты не относятся к критически важным. В результате будут устранены административные барьеры при строительстве ветроэлектростанций, можно будет в полном объёме использовать земельные участки, расположенные вблизи ветроэнергетических установок.
К июню 2019 года, согласно плану трансформации делового климата, необходимо с участием бизнес-сообщества актуализировать проверочные листы, которыми пользуются инспекторы в ходе контрольных мероприятий.
Также по плану трансформации в июне текущего года Госдума должна принять федеральный закон о государственном и муниципальном контроле. Он будет устанавливать требования к управлению рисками, определять мероприятия, ориентированные на управление рисками, профилактику нарушений, а также требования к оценке деятельности органов государственного контроля. Кроме того, закон должен закрепить механизм, в соответствии с которым нормативные правовые акты, принятые до 2010 года и содержащие обязательные требования, должны быть переутверждены с соблюдением процедуры оценки регулирующего воздействия.
Экспертный совет при правительстве активно участвует в работе над законопроектом о госконтроле, его члены входят в специальные рабочие группы, отметил Александр Брагин. В документе не планируется отходить от целей и задач, обозначенных в версии законопроекта, которую Госдума приняла в первом чтении в феврале 2018 года и которая также готовилась при активном участии Экспертного совета.
Напомним, в декабре 2018 года в правительстве была создана рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального контроля и надзора. Возглавил рабочую группу вице-премьер — руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, в её состав вошли члены Экспертного совета при правительстве, руководители деловых объединений, Генпрокуратуры, Госдумы, ряда министерств, представители научного и экспертного сообщества.