«Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России»

21.03.2019 Новости технического регулирования

— Что изменилось на российском рынке для немецкого бизнеса за последний год?

— Главный вопрос, скорее, в том, что не изменилось: немецкий бизнес чувствует себя здесь комфортно, а в некоторых случаях очень комфортно, он растет против рынка. Что я имею в виду? Рост российской экономики, по данным Росстата, составил 2,3% в 2018 году, это неплохой темп, но он ниже среднемирового уровня. Немецкий бизнес в России растет быстрее, и это происходит вопреки политическому напряжению между Россией и Западом и санкционному режиму, введенному пять лет назад. Германия по-прежнему инвестирует без излишних опасений. Если отделить зерна от плевел, то выяснится, что общая численность немецких компаний в России уменьшилась: в 2013 году их было более 6000, сейчас 4661. То есть чуть ли не каждая четвертая компания покинула российский рынок. Но те компании, которые остались, более активно развивают бизнес, больше вкладывают средств. Условно говоря, количество компаний уменьшилось, но качество их деятельности и активность выросли. Для примера: КамАЗ и «Даймлер КамАЗ Рус» готовы вложить более €600 млн в развитие модельного ряда грузовиков КамАЗа и Mercedes-Benz; Volkswagen Group Rus, российская «дочка» концерна в Россию больше, чем любая другая страна. По консолидированным данным Бундесбанка, немецкие компании вложили за 2017 год €1,6 млрд, а в 2018-м уже больше €2 млрд. Это лучший показатель после развала Советского Союза. За последние два года количество членов ВТП увеличилось на 5%, до 850 компаний.

— Отражают ли эти данные реальное положение дел?

— Палата всегда стоит на позициях реализма, это вообще характерно для немецкого бизнеса. Небольшой инвестиционный бум последних лет связан как раз с тем, что мы трезво оцениваем российский рынок — без иллюзий, но и Volkswagen, вложила в российский рынок с 2014 года более €500 млн. Недавно компания начала производить внедорожник Škoda Kodiaq на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, объем инвестиций составил €87,5 млн. Mercedes-Benz в ближайшие месяцы запустит новый завод в Подмосковье, в локализацию производства концерн Daimler инвестирует более €100 млн, здесь будет создано более 1000 рабочих мест. У BMW по-прежнему есть планы по расширению локализации производства в Калининграде, компания сейчас в процессе переговоров по подписанию специнвестконтракта. Есть планы по инвестициям также у компаний среднего бизнеса, таких как Knauf и Globus. Иными словами, немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России.

— По вашем мнению, Россия способна на рывок в цифровизации экономики?

— Конечно, способна. Было бы опрометчивым записывать Россию в ряд отстающих. Путь к цифровизации у каждой экономики свой. Если в Германии цифровизация началась с промышленности и производственных процессов, то в России — со сферы услуг. Более того, в сфере услуг Россия очень преуспела. Если взять Москву, то ни один немецкий мэр не сможет похвастать, что его город в чем-то опережает российскую столицу. Немецкие делегации, приезжающие в Москву, скорее оказываются в положении школьника, чем учителя, о чем сами и говорят. В России очень высокий уровень ИТ-разработок и качества цифровых услуг.

— В чем суть германо-российской инициативы по цифровизации экономики GRID?

— Инициатива GRID как раз объединяет усилия России и Германии в движении к «Индустрии 4.0». Это именно та область, где немецкие специалисты могут обогатить опыт российских коллег. Налаживание связей идет на разных уровнях. В прошлом году в рамках GRID было организовано около 20 совместных мероприятий — в том числе на таких крупных выставках, как Ганноверская ярмарка, на Петербургском международном экономическом форуме и на «Иннопроме» в Екатеринбурге. В ноябре состоялась делегационная поездка в Баден-Вюртемберг с участием российского бизнеса, ее возглавляли президент РСПП Александр Шохин и глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. Есть и конкретные примеры сотрудничества немецкого и российского бизнеса. Например, компания Siemens помогает КамАЗу внедрять концепцию цифрового предприятия, то есть платформы для оперативного управления объектами производства в режиме реального времени. В Москве успешно работает Центр обработки и анализа данных — совместное предприятие РЖД и Siemens по диагностике и обслуживанию электропоездов Siemens в России. Так что мы прекрасно дополняем друг друга.

— Насколько успешным стало первое участие российских молодых инновационных компаний в проекте Start.up! Germany 2018? Были среди них компании, ориентированные на зеленую экономику?

— В проекте приняли участие шесть российских стартапов, бизнес-миссия Start.up! стала для них успешной. Нам удалось познакомить их представителей с первыми лицами крупнейших компаний из федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Некоторые сумели сразу договориться о реализации пилотных проектов. К зеленой экономике можно отнести компанию «Теплориум» из Чебоксар, которая производит окна и светопрозрачные конструкции с энергоэффективностью непрозрачной стены. У этой технологии очень высокий коэффициент энергосбережения, и ее создатели очень заинтересованы в немецком рынке.

— Немецкие предприниматели раньше говорили о том, что в России у них нет равноправия с местными компаниями. Как обстоят дела сейчас?

— Есть немало примеров, когда мы благодарны партнерам в Минпромторге и Минэкономразвития в защите интересов наших компаний. Хорошо развивается диалог между министрами экономики наших стран. Так, 21 февраля министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер и глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин приняли участие в нашей ежегодной конференции по улучшению инвестиционного имиджа России в Германии. Это произошло впервые после введения санкций, и это очень положительный сигнал. Среди всех наших 850 членов палаты очень популярны встречи предпринимателей с министрами, которые организует ВТП. Могу сказать, что наш бизнес рассчитывает на равное отношение к себе, такое же, как к российским предпринимателям, включая участие в проектах с госфинансированием.

— Как вы считаете, «Северный поток-2» состоится?

— Конечно, «Северный поток-2» будет построен. Проложена уже значительная часть трубопровода, остановить процесс будет сложно. «Северный поток-2» показывает, что Россия и Европа, Россия и Германия даже в ситуации с санкциями и при огромном давлении США могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты.

— В предпринимательской среде Германии нет сожалений по поводу намерений государства отказаться от использования атомной энергии, угля?

— Недавно Объединение торговых палат Германии (DIHK), которое включает в себя абсолютно весь немецкий бизнес, то есть три миллиона предпринимателей, напомнило немецким политикам, что доступные, конкурентоспособные цены на энергоносители очень важны для того, чтобы Германия удерживала лидирующие позиции в мировой экономике. Конечно, если от всего отказаться — не только от атомной энергии и угля, но и от газа, сделать это будет очень сложно. Мы хорошо понимаем важность новых технологий, применения возобновляемых источников энергии, их доля в энергетическом балансе Германии растет. Но такие надежные и доступные источники энергии, как газ, всегда будут очень нужны. 

Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

 


Поделиться:







Подписка на новости