Производители детского питания, соков и безалкогольных напитков заявили о негативном эффекте в случае введения обязательной маркировки. Об этом говорится в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву от исполнительного директора ассоциации «Русбренд» Алексея Поповичева и президента Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) и Российского союза производителей соков (РСПС) Максима Новикова. Как отмечает РБК, на долю компаний первых приходится 85% российского рынка детского питания, на долю компаний вторых — 70% выпускаемых в России безалкогольных напитков, минеральной воды, соков и нектаров.
По словам Алексея Поповичева, система маркировки для детского питания не сможет оказать позитивное влияние на рынок в части безопасности и качества, но повлияет на доступность продукции для потребителей. Расходы производителей на организацию системы маркировки составят 13,5 млрд руб., сопоставимые затраты понесут и импортеры. Потребителям это будет стоить дополнительно около 500 руб. в месяц на ребенка от ноля до полутора лет.
В свою очередь, Максим Новиков предупредил, что введение цифровой маркировки для индустрии безалкогольных напитков и соков неоправданно с экономической и операционной точек зрения. По его словам, крупные компании переложат издержки в 30–40 млрд руб. на потребителей, а мелким игрокам придется закрыться.
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который отвечает за маркировку товаров, “Ъ” заявили, что готовы проработать все аспекты, чтобы внедрение маркировки прошло комфортно для отрасли. «Детское питание и в целом пищевая продукция являются социально-важной категорией. Мы как оператор национальной системы готовы включиться в работу с этой продукцией, если такое решение будет принято государством совместно с бизнесом. После этого на пилотном этапе будут прорабатываться все технические аспекты, чтобы внедрение прошло комфортно для отрасли, не требовало дополнительных затрат и решило ключевые цели проекта — снижение стоимости продукции и, с уходом нелегальной продукции, защита жизни и здоровья покупателей. В других отраслях на этапе пилотных проектов удалось минимизировать инвестиции рынка. Корректные цифры по инвестициям можно назвать лишь после проведения отраслевых тестирований и изучения производств, другие оценки являются надуманными»,— сказали в ЦРПТ.
Сейчас маркируются табак, некоторые предметы одежды и обуви, фармацевтическая продукция, постельное белье, духи и др. В мае стало известно, что правительство намерено расширить перечень маркируемых товаров и включить в него безалкогольные напитки, детское питание, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую химию, косметику и растительные масла. Основная цель маркировки товаров в России — борьба с контрафактом.
О планах по развитию систем маркировки и прослеживаемости товаров читайте в интервью “Ъ” первого замглавы ФТС Руслана Давыдова.