Повышение эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации за 2018 год и другие актуальные вопросы были обсуждены на очередном заседании Совета по стандартизации при Росстандарте.
Мероприятие прошло 18 июня 2019 года под председательством Руководителя Росстандарта А.В.Абрамова.
Совет рассмотрел итоги оценки эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации. Последний раз рейтинг технических комитетов Росстандарт определял в 2016 году. Теперь, после перерегистрации ТК, эту практику решено возобновить с использованием новой методики оценки эффективности их деятельности. По итогам работы в 2018 году 1-2 места разделили два технических комитета – ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность» и ТК 45 «Железнодорожный транспорт».
При этом нужно отметить, что из 270-ти зарегистрированных на сегодняшний день технических комитетов необходимую информацию для включения в рейтинг предоставили лишь 181. Это свидетельствует о том, что остальные ТК, за исключением недавно созданных, работают недостаточно эффективно.
Сегодня активно обсуждается вопрос о переводе секретариатов технических комитетов в Национальный институт стандартизации. В этой связи необходимо отметить тот факт, что из 50-ти лучших по рейтингу комитетов лишь 7 базируются в «Стандартинформе». Улучшится ли работа секретариатов передовых технических комитетов после их перевода в Национальный институт стандартизации? Этот вопрос остается открытым.
Наверное, в первую очередь в НИС надо перевести секретариаты малоэффективных технических комитетов, чтобы руководство и специалисты объединенного института НИС показали, как активизировать работу этих ТК.
В ходе заседания Совета рассматривался также вопрос о дублировании деятельности технических комитетов.
В частности, Председатель Комитета ТПП по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции С.В.Пугачев рассказал о случаях дублирования в работе ТК 465 «Строительство» и ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность». При наличии ряда подкомитетов в ТК 23 аналогичные были созданы и в ТК 465. Причем сегодня эти подкомитеты практически не работают.
В своем выступлении Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов рассказал о ситуации, складывающейся в ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны». К сожалению, сегодня стандарты на трубы пытаются разрабатывать еще четыре технических комитета, хотя, это не является их специализацией. Причем, со всеми этими техническими комитетами ТК 357 имеет соглашения о сотрудничестве, активно взаимодействует, но, тем не менее, проблемы остаются.
Совершенно очевидно, что разработка стандартов в непрофильных ТК приводит к затягиванию сроков разработки стандартов, необходимости многократной переделки документа, увеличению финансовых и трудозатрат.
«Еще в прошлом году ТК 357 обращался к Руководителю Росстандарта А.В.Абрамову с предложением дополнить информационную систему «Береста» фильтрами, позволяющими автоматически исключать по кодам ОКПД 2 и ОКС попадание стандартов, не соответствующих профилю конкретных технических комитетов, в План национальной стандартизации. Надеюсь, руководство Росстандарта сможет решить эту проблему», - сказал А.Н.Лоцманов.
В своем выступлении на Совете он также выступил с предложением о проведении специального мероприятия для руководителей технических комитетов, на котором своим опытом поделятся представители ТК, являющихся сегодня лидерами рейтинга. Это предложение было поддержано Руководителем Росстандарта А.В.Абрамовым. Принято решение о проведении в четвертом квартале 2019 года круглого стола с председателями и ответственными секретарями технических комитетов по обмену наилучшими практиками.
В ходе заседания обсуждались также вопросы работ в рамках Межгосударственной системы стандартизации. К сожалению, далеко не все страны, входящие в МГС, принимают активное участие в работе технических комитетов. Далеко не всегда межгосударственные стандарты принимаются в странах СНГ в качестве национальных. Тем не менее, общая система стандартизации этих стран является основой торговых отношений, экономических, кооперационных связей стран СНГ.
В последнее время руководство Росстандарта выступает с предложениями о постепенной замене системы МГС на новую региональную систему стран Евразийского союза. Но в этом случае неизбежен процесс замещения ГОСТов, действующих в странах СНГ, не входящих в ЕАЭС, на стандарты других стран. Это, несомненно, приведет к ослаблению экономических связей и снижению товарооборота между странами СНГ.
Поэтому позиция Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия основывается на необходимости сохранения МГС, продолжения работы в существующем формате.
Те проблемы с обеспечением стандартами технических регламентов, которые сегодня существуют в ЕАЭС, можно и нужно решать в рамках Евразийского экономического союза. Тем более что сейчас при ЕЭК создан Совет руководителей органов по стандартизации стран-членов Союза, наделенный достаточными полномочиями. Можно, в частности, активизировать работу представителей ЕАЭС по подготовке межгосударственных стандартов в рамках МГС. Данные стандарты по ускоренной процедуре могут приниматься в качестве доказательной базы технических регламентов ЕАЭС.